В апреле в Закон об образовании внесли изменения, касающиеся просветительской деятельности. Поправки должны вступить в силу с 1 июня 2021 года. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности должно установить Правительство РФ. Проект соответствующего Положения размещен на федеральном портале, но пока он порождает большое количество вопросов.
Напомним, в Законе теперь прописано, что просветительской деятельностью является осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами РФ.
Определение довольно обширное. Даже духовное развитие человека оказалось в фокусе просветительской деятельности. Осуществлять просветительскую деятельность могут не только органы госвласти, иные госорганы, органы местного самоуправления и уполномоченные ими организации, но также физлица, ИП и юрлица при соблюдении требований, предусмотренных Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами РФ. Все эти лица являются "субъектами осуществления просветительской деятельности" в соответствии с проектом Положения о просветительской деятельности.
Исходя из проекта, просветительская деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг, заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры (п. 4 проекта). При этом в п.1 проекта Положения сказано, что оно устанавливает порядок осуществления просветительской деятельности в организациях образования, науки и культуры. Означает ли это, что просветительской деятельностью можно будет заниматься только через организацию образования, культуры и науки (для чего с ней надо будет заключить договор)? Либо Правительство устанавливает требования к ведению просветительской деятельности только в организациях образования, культуры и науки, а остальные лица могут осуществлять такую деятельность с соблюдением общих требований, установленных Законом об образовании (в частности, не использовать просветительскую деятельность для разжигания конфликтов и т.п.).
Заметим, что в пояснительной записке к Закону было сказано, что он в том числе позволит противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде. То есть изначально речь шла о просветительской деятельности в рамках образовательных организаций. Но на деле поправки могут стать гораздо шире.
Целый ряд вопросов касается требований к физлицам, которые планируют заниматься просветительской деятельностью. В частности, они должны принимать участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора, осуществлять просветительскую деятельность. Что означает термин "общественно значимые инициативы", неясно. Чьи инициативы? Кто определяет их "общественную значимость"? Как доказать "участие" в таких инициативах? Ни в каких законах определения нет, поэтому на практике выполнить эти требования может оказаться весьма проблематично.
Исходя из проекта, в сферу просветительской деятельности попали, в частности, знания "о здоровом образе жизни" и "о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека". Проводиться она может не только в форме "презентаций" и "семинаров", но также, например, в форме "лекций", "дискуссий" и "мастер-классов". Означает ли это, что теперь без вмешательства государства нельзя будет поговорить о смысле жизни или поделиться полезными рецептами, остается загадкой.
Федеральный закон от 05.04.2021 N 85-ФЗ
Проект Постановления Правительства РФ (ID проекта 01/01/04-21/00115396)