Итак, принято судьбоносное решение начать управлять личными финансами. Что дальше?
Дальше приступаем к первому шагу – сбору информации для анализа. Для этого нам нужно в течение определенного периода вести детальный учет всех доходов и расходов.
Определяемся со способом ведения учета.
Если человек зарабатывает и тратит все сам, у него будет самый простой вид бюджета - личный. В данном варианте, когда все в одних руках, вести учет не составит труда.
Но чаще мы имеем дело с бюджетом семьи. А значит, появляются общие для нескольких людей траты. И здесь уже возникают вопросы, кто будет вести учет и каким образом, что именно будем считать.
Какие здесь возможны варианты?
Так или иначе все сводится к личному и общему бюджету, в различных их комбинациях. Хороших и плохих тут нет. Какой вариант ведения учета семейных финансов выбрать - каждая семья решает сама, исходя из своих ценностей и приоритетов. В любом случае, решение должно быть совместным. На данном этапе главное – определить границы учета финансов, обсудить процесс со всеми участниками, договориться о способах передачи информации.
Выбираем инструмент для учета
На данном этапе основная задача – фиксировать все доходы и расходы, чтобы потом проанализировать их. Поэтому основная задача выбранного инструмента состоит в том, чтобы сделать этот процесс максимально легким и удобным. Перечислим основные из них.
Определяемся с техникой ведения учета
Здесь мы определяемся с тем, как именно будем фиксировать траты. Поскольку здесь происходит самое важное для нас действо, лучше сразу ввести его в привычку. А для этого заранее постараться в общих чертах понять, как именно такой учет будет происходить. Как минимум, стоит обдумать следующие моменты:
Определяем детализацию учета.
Заранее стоит обдумать те категории доходов и расходов, в разрезе которых мы будем вести учет. По доходам обычно вопросов не возникает, видов доходов в принципе не так много. А то, каким образом делить на категории расходы, определяется по потребности в конкретной информации. В любом случае постарайтесь вводить категории таким образом, чтобы минимально необходимые расходы можно было легко отделить от всех остальных.
Важно: фиксируя расходы, не подменяем запись конкретного расхода его категорией. При анализе расходов в разрезе категорий очень важно понимать, из каких именно конкретных расходов сложилась такая сумма.
Ну вот, мы и определились с тем, что именно учитывать, каким образом, и какой инструмент мы будем для этого использовать. Раз все готово, приступаем!
На данном этапе наша цель – тщательно фиксировать все доходы и расходы в течение одного-двух месяцев. Даже месяц даст много информации к размышлению. Обнаружатся неважные и спонтанные траты, возможно даже прояснятся какие-то зависимости между ними (больше всего трачу в выходные, покупаю кофе всегда, когда иду определенным маршрутом и т.п.). А может оказаться и так, что расходы в текущем месяце превысили доходы, но, благодаря кредитной карте, мы этого даже не заметили.
Хорошо бы записывать не только сами траты, но и причины, по которым мы их совершаем. Речь сейчас не о минимально необходимых тратах, без которых совсем никак, к ним вопросов нет. А о спонтанных, ритуальных, эмоциональных и тому подобных покупках. Все наблюдения и выводы тщательно фиксируем, они очень пригодятся нам в дальнейшем на этапе анализа.
Марина Карпич,
эксперт Атлант-право