Гражданка купила смарт-часы, фитнес-браслет и еще ряд устройств фирмы "Adidas". Но через какое-то время устройства перестали работать, так как производитель перешел на другое программное обеспечение. Гарантийный срок, установленный на данные товары, истек. Срок службы не был установлен.
Гражданка обратилась в суд с требованием взыскать с производителя стоимость приобретенных устройств, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Но суды всех трех инстанций отказали ей, поскольку на момент продажи все работало. Кроме того, она не обращалась к производителю за безвозмездным устранением недостатков товаров.
ВС с таким подходом не согласился. Во-первых, качественным считается такой товар, который на протяжении всего срока службы может использоваться в соответствии с конкретными целями, для которых он приобретался, а при отсутствии такого срока – в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. В частности, должна быть гарантирована работоспособность программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, например, операционной системы, которая служит для обеспечения его функционирования. Во-вторых, из-за того, что производитель перешел на другое программное обеспечение, восстановление функционирования устройств в принципе невозможно. Такой недостаток является неустранимым, соответственно, по аналогии (ст.6 ГК РФ) должны применяться положения п.6 ст.19 Закона о защите прав потребителей. В частности, потребитель вправе вернуть товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В итоге ВС направил дело на новое рассмотрение.
Определение ВС РФ от 15.12.2020 N 46-КГ20-19-К6