Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Налоговые последствия недействительной сделки
08.02.2021

Налоговые последствия недействительной сделки

Нечасто, но случается так, что суд может признать сделку недействительной. Как правило, это сделки, совершенные с нарушением законодательных требований, при отсутствии необходимых полномочий, под влиянием заблуждения, обмана или других неблагоприятных обстоятельств. Согласно ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет за собой юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. Следствием признания сделки недействительной является так называемая двусторонняя реституция, когда стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке (при невозможности возврата – возместить стоимость имущества).

Крайне любопытным является вопрос о налоговых последствиях признания сделки недействительной.

В каком налоговом периоде нужно отражать последствия такого признания? С одной стороны, недействительная сделка недействительна с момента ее совершения. С другой стороны, до признания сделки недействительной нет оснований считать учтенные по ней операции неправомерными. Нужно ли подавать уточненную декларацию за прошлые периоды, или можно учесть все последствия в текущем периоде?

По мнению Минфина (см. Письмо от 19.01.2021 №03-03-06/1/2373) в случае признания сделки недействительной перерасчет налоговой базы и суммы налога осуществляется в порядке, установленном ст.54 НК РФ. Напомним, согласно ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). За исключением случаев невозможности определения периода совершения ошибок, и если допущенные ошибки привели к излишней уплате налога (в этих двух случаях можно все корректировки отразить в текущем периоде).

В то же время в судебной практике мы можем наблюдать иной подход, который видится более логичным. Он заключается в том, что признание сделки недействительной не может быть приравнено к выявлению ошибок (искажений). Ведь ошибкой не являются неточности, выявленные в результате получения новой информации, недоступной организации на момент допущения данных неточностей (п.2 ПБУ 22/2010). Полагаем, что признание сделки недействительной как раз и является выявлением новой информации, недоступной организации на момент учета соответствующих операций для целей налогообложения. Поэтому все последствия признания сделки недействительной логично было бы учитывать в текущем периоде. По мнению судей (см. Определение ВС РФ от 26.03.2015 №305-КГ15-965, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 №148 и др.) последствия признания сделки недействительной подлежат учету как новые факты хозяйственной деятельности. И учитываются для целей налогообложения в том периоде, в котором реституция была произведена, без корректировки прошлых отчетных (налоговых) периодов.

Таким образом, мнение финансового ведомства в вопросе учета последствий недействительности сделок отличается от подхода, сложившегося в арбитражной практике. При этом позиция судов представляется более логичной, к тому же она подтверждена на уровне высшей судебной инстанции. Но следование мнению высших судей все же связано с риском предъявления налоговых претензий, пусть и оспоримых. Этот факт стоит иметь в виду, принимая решение о порядке налогового учета последствий признания сделки недействительной.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения