Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Модернизация малоценных основных средств
Модернизация малоценных основных средств 01.02.2021

Модернизация малоценных основных средств

Положения главы 25 НК РФ устанавливают стоимостной критерий для признания имущества амортизируемым. К таковому может быть отнесено только имущество стоимостью не менее 100 000 руб. В определении основных средств также присутствует этот стоимостной критерий, в силу чего объекты стоимостью до 100 000 руб. основными средствами для налоговых целей не являются и к амортизируемому имуществу не относятся. Стоимость подобных объектов включается в состав материальных расходов (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).

Но возникает вопрос: что произойдет, если такой малоценный объект подвергнуть модернизации, в результате чего его стоимость превысит 100 000 руб.?

С нашей точки зрения – ничего, поскольку требование об увеличении первоначальной стоимости основных средств в результате модернизации относится к основным средствам, о чем прямо сказано в п.2 ст.257 НК РФ. Как мы уже выяснили, малоценный объект основным средством изначально не является, поэтому норма п.2 ст.257 НК РФ на него распространяться не должна. А расходы на модернизацию такого объекта логично было бы учесть в составе текущих расходов.

Минфин когда-то давно тоже придерживался такого подхода (см., например, Письмо от 25.03.2010 №03-03-06/1/173). Но, видимо, финансисты усмотрели в нем возможность злоупотреблений. Например, нередко происходят ситуации, когда задешево приобретается бывший в употреблении объект имущества, и потом модернизируется на очень существенные суммы. Возможно, именно это заставило ведомство пересмотреть свою позицию по данному вопросу (Письмо от 07.02.2017 №03-03-06/1/7342). В недавнем Письме от 18.01.2021 №03-03-06/1/2001 Минфин еще раз подтвердил: если первоначальная стоимость имущества после проведения реконструкции превысит 100 000 рублей, такое имущество следует отнести к амортизируемому и учитывать его стоимость в составе расходов путем начисления амортизации.

Такой подход вызывает множество вопросов относительно порядка дальнейшего учета новоявленного объекта амортизируемого имущества, определения его стоимости и срока полезного использования. Однако и игнорировать позицию финансового ведомства, которую оно выражает уже не в первый раз, довольно рискованно. Полагаем, что для снижения возможных рисков нелишне будет закрепить в налоговой учетной политике выработанную стратегию работы с подобными объектами. И, при необходимости, ссылаться на п.7 ст.3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения