Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Что учесть при проведении инвентаризации в связи с мерами по борьбе с COVID-19
11.01.2021

Что учесть при проведении инвентаризации в связи с мерами по борьбе с COVID-19

Минфин рассказал об особенностях проведения инвентаризаций в условиях мер по защите здоровья сотрудников с целью предупреждения и минимизации негативных воздействий COVID-19. Рекомендации ведомства особо актуальны в связи с проведением обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Минфин разъяснил, что нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, не содержат прямых указаний как к способам, правилам проведения инвентаризации, так и к определению состава комиссии по инвентаризации и порядку ее работы. А также напомнил, что Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49) не являются нормативным актом, устанавливающим обязательные требования к проведению инвентаризации, и носят рекомендательный характер.

При этом в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете организации обязаны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим решение о сроках, порядке, способах инвентаризации (сплошная и (или) выборочная; пересчет номенклатурный по местам хранения и (или) сверка реестровая (документарная) и т.д.) следует принимать с учетом оценки надежности внутреннего финансового контроля. В том числе это касается полноты осуществляемых в 2020 году полномочий по оформлению первичными учетными документами всей совокупности хозяйственных операций, проведенных с материальными ценностями в 2020 году, и своевременному предоставлению первичных учетных документов в бухгалтерскую службу.

Кроме того, Минфин обратил внимание на отдельные моменты, связанные с процедурой проведения инвентаризаций.

Так с учетом противоковидных мер необходимо предусмотреть проведение инвентаризации посредством обследования документов, подтверждающих обоснованность отражения в бухгалтерском учете соответствующих активов и обязательств (документов, подтверждающих права владения активами, факт эксплуатации имущества (его содержания). В частности, обеспечить проведение выверки имеющихся правоустанавливающих документов на каждый нефинансовый актив (недвижимость, земля, права и др.) с данными бухгалтерского учета и с данными соответствующих госреестров (ЕГРН и т.д.).

По мнению ведомства с целью защиты сотрудников проведение инвентаризации возможно с применением (видео-) фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества (если это не препятствует достижению целей инвентаризации).

Инвентаризацию расчетов рекомендуется проводить с использованием электронного документооборота. При этом целесообразно заранее устанавливать такие сроки направления возражений на акты сверки, которые позволят своевременно отразить корректировки в учете, либо признать акт сверки согласованным при неполучении ответа контрагента в этот срок.

В случае, если по итогам коллегиального обсуждения итогов инвентаризации решение комиссии не может быть принято большинством голосов (например, если из пяти членов комиссии присутствовали при инвентаризации четверо - трое и председатель), а результаты голосования разделились поровну (два "за", два "против"), то голос председателя является решающим.

Письмо Минфина от 24.12.2020 № 02-07-07/113668


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения