В рамках "регуляторной гильотины" с 1 января 2021 года утратит силу нынешнее Положение об особенности режима работы водителей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15. В связи с этим издан новый документ, который будет действовать 6 лет: с 1 января 2021 года до 1 января 2027 г.
Установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда водителей. Под требования подпадают не только водители, которые управляют авто в силу трудовых обязанностей, но также водители – ИП, которые управляют авто сами для себя. Есть ряд исключений. Это:
· водители, осуществляющие перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления,
· водители, занятые на международных перевозках,
· водители, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования,
· водители легковых автомобилей ведомственной охраны,
· водители пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам,
· водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность,
· водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Требования обязательны для исполнения работодателями (юрлицами и ИП), а также для ИП, не являющихся работодателями
Как и прежде, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Если указанная норма не может быть соблюдена, вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц (с возможностью увеличения до трех месяцев).
С согласия водителя рабочий день (смена) может быть разделен на части. Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы. При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
· для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении - 3 часа;
· для остальных водителей - 5 часов.
В рабочее время водителя включено:
· время управления автомобилем;
· время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);
· время работы, не связанной с управлением автомобилем.
В свою очередь, ко времени работы, которое не связано с управлением автомобилем, отнесено, в частности, время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Допускается сокращение еженедельного отдыха до 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель.
Недавно мы также писали о том, что с 2021 года меняются квалификационные требования к водителям, участвующим в перевозках (см. новость от 30.11.2020).
Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424