Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Информационная гигиена
20.11.2020

Информационная гигиена

Сегодня поговорим о таком интересном явлении как информационная гигиена. Под информационной гигиеной обычно понимают необходимость ограничивать и фильтровать информацию, которая льется на нас со всех сторон. Но мало кто знает, что это еще и раздел медицинской науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума. Цель информационной гигиены – предупредить отрицательное влияние информации на человека, а также профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. То есть, все очень серьезно и фундаментально.

Почему же возникла необходимость изучать влияние информации на человека аж на уровне медицинской науки? Вероятно потому, что количество потребляемой нами информации растет день ото дня. И результат этого влияния виден уже невооруженным глазом, и не только виден, но и ощутим. Осталось только оценить в цифрах и показателях масштабы бедствия, но оставим это ученым. Для нас, обывателей, интереснее практический аспект: как суметь не утонуть в этом информационном море.

Информация для мозга все равно что еда для тела. Аналогия эта очень яркая, понятная всем и каждому. Главное, что здесь следует помнить: информацию, как и еду, не стоит потреблять постоянно. Нужно время, чтобы как следует «прожевать» и «переварить» ее. И тут тоже как с едой, чем хуже удается вдумчиво «прожевать», тем меньше из нее усвоится.

Информацию, как и еду, нужно потреблять в разумных количествах. Ее не должно быть слишком много. «Разумное количество» и «слишком много» у каждого свои, разные люди обладают разной способностью воспринимать новое. Но и здесь, как с едой, лучше иногда немного недоесть, чем постоянно переедать. Потому что информацией, как и едой, можно «объесться» до тошноты. Когда переполнен желудок, мы чувствуем себя плохо и не в состоянии съесть больше ни кусочка. Так же плохо бывает перегруженному мозгу, который становится рассеянным, равнодушным к происходящему, блокируя приток новых знаний и впечатлений. Подобный эффект можно наблюдать у детей, которые целыми днями сидят в соцсетях, смотрят ютуб и тик-ток, играют в компьютерные игры. Родители, безуспешно пытающиеся заинтересовать свое чадо учебой, кружками, секциями, курсами, нередко терпят поражение по всем фронтам: «он ничего не хочет», «ему ничего не интересно», «ему только бы в телефоне сидеть». А причина тут может быть как раз в избытке информации. Причем нужно понимать, что информация для мозга это не только ценные полезные сведения о чем-то. Даже простая смена картинок на рекламном баннере в интернете, вынуждает его отвлекаться, обрабатывать, анализировать и запоминать.

Информацию, как и еду, стоит есть, когда голоден, а не когда скучно, тревожно, нечем заняться, или за компанию. Нередко люди в поисках более легкого ненапряжного контента убегают в виртуальный мир от насущных проблем, которыми было бы неплохо заняться в реальности. Но «заедание» проблем, едой ли или информацией, обычно только усугубляет ситуацию.

Информацией, как и едой, не стоит наполняться на ночь. Всегда стоит оставить себе пару часов на замедление, расслабление, анализ прошедшего дня и планирование следующего. В крайнем случае, если такие паузы даются с трудом, можно почитать хорошую книгу или поделать что-то руками, порисовать.

Информацию, как и еду, стоит выбирать придирчиво. Избегать информационного фастфуда, подпорченных продуктов и большого количества «пустого» сладкого. Избегать того, чем можно отравиться. Отдавать предпочтение простой и здоровой информационной пище.

Впрочем, даже качественная и полезная информация может нести в себе больше вреда, чем пользы. Допустим, человек интересуется чисто практическими вопросами: как улучшить в чем-то свои навыки, как добиться такого-то результата, сякого, что делать в таком случае, в другом, читает материалы профессионалов, посещает одни курсы за другими. Словом, накачивает себя полезной информацией на все случаи жизни. И одновременно наращивает свою тревожность. Потому что каждый раз осознает: вот здесь можно было лучше, и вот здесь, и вот это я упустил, и вот здесь ошибся, сделал не так, и вообще живу неправильно…

Разумеется, это не посыл срочно прекратить любое обучение. Но всегда стоит задать себе вопрос, зачем мне именно сейчас именно эта информация, как я смогу ее применить в ближайшее время. Чтобы сохранять контроль над ситуацией и не «переедать» лишнего, стоит сосредоточиться не на возможности узнать что-то новое, а на нужности определенной информации в конкретный момент. То есть, сначала возникает запрос, потребность, и только потом мы отправляемся на поиски необходимого. Как мы приходим в магазин со списком продуктов, ровно так же следует поступать и с информацией. Пожалуй, это основной лайфхак информационной гигиены – идти от запроса. И второе важное правило – искусственно ограничивать количество. Даже если есть запрос, не обязательно неделю кряду изучать интернет на заданную тему. Помним про правило Парето, про 20% усилий, которые дают 80% результата.

В заключение приведем несколько рекомендаций Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора по информационному поведению. Это включение телевизора только по мере необходимости, посещение сайтов и соцсетей только с целью, информационно-разгрузочные дни (отключение себя на день от многих источников информации). Развитие информационного общества требует регулирования информационных нагрузок. Необходимо узнавать ту информацию, благодаря которой можно развивать стратегию своего поведения и построить свое будущее.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения