Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
ФНС разъяснила порядок налогообложения внутригрупповых услуг
10.08.2020

ФНС разъяснила порядок налогообложения внутригрупповых услуг

ФНС рассмотрела принципы, которыми следует руководствоваться налоговым органам в отношении расходов по оплате услуг, оказываемых в адрес российских организаций иностранными взаимозависимыми лицами. На наш взгляд, эти принципы могут учитываться российскими компаниями и при оказании внутригрупповых услуг участниками холдинга, находящимися на территории РФ. В частности, это могут быть услуги в области финансов, юридического консультирования, кадрового производства, продаж и маркетинга, внутреннего контроля и аудита, техподдержке т.д.

Налоговая служба соглашается с тем, что данные расходы могут признаваться при налогообложении. Однако ведомство отметило, что необходимо подтвердить реальность услуг (действительно ли такие услуги предоставлялись) и отсутствие дублирования расходов на идентичные услуги (с учетом анализа функционала, опыта и компетенций). Также контролерам необходимо убедиться, что оказанные внутригрупповые услуги имеют экономическую или коммерческую ценность для налогоплательщика (и в частности, готова ли организация на сопоставимых условиях заплатить за аналогичные услуги независимому лицу или осуществить эту деятельность своими силами).

При этом сам по себе факт оказания услуги со стороны акционера (участника) налогоплательщика не свидетельствует об акционерном характере такой деятельности (т.е. деятельностью, которая обусловлена потребностью владельцев ГК контролировать свои инвестиции в дочерние компании, в частности получение информации о финансовом состоянии, участие в распределении прибыли и т.д.).

Ведомство традиционно отвело важную роль документальному оформлению расходов. При этом налогоплательщики свободны в выборе документов для подтверждения реальности оказанных им внутригрупповых услуг. Если предоставленных документов недостаточно для подтверждения факта оказания услуг или неясна их суть, налоговым органам необходимо истребовать дополнительные пояснения и комментарии к подтверждающим документам (с учетом принципа разумного соотношения объема запрашиваемых документов с объемом оказанных услуг). Среди таких подтверждающих документов могут быть приняты во внимание деловая переписка и электронная корреспонденция, детализация телефонных звонков, протоколы встреч, служебные записки и справки, табели учета рабочего времени, отчеты об оказанных услугах (включающие в себя детализацию услуг с описанием действий контрагента), презентации, распечатки из внутренних электронных систем компании, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера, перечень сотрудников контрагента (участвовавших в процессе оказания услуг), перечень сотрудников налогоплательщика (участвовавших в приемке услуг), письменные пояснения и заверения сторон, функциональный анализ оказываемых услуг (то есть соотношение полученных услуг с внутренними функциями компании - получателя услуги) и другие. Также налоговый орган может проанализировать иные доказательства, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий (результат оказания услуг, свидетельские показания, путевые листы, журналы учета рабочего времени, акты сверки взаимных расчетов). Предоставляемые первичные документы должны соответствовать стандартам бухгалтерского учета соответствующего государства и не противоречить общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета.

ФНС отметила, что фактор цены, механизма и принципа ее формирования является неотъемлемой характеристикой самой услуги. Контролерам следует анализировать прозрачность методологии формирования стоимости услуг, единообразие ее применения во всей группе компаний.

Письмо ФНС России от 06.08.2020 N ШЮ-4-13/12599@

Информация на сайте ФНС


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения