Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Что сначала, что потом…
07.08.2020

Что сначала, что потом…

Сегодня в честь пятницы хотим предложить историю о том, как мама с ребенком учились с ежедневными делами справляться, что в итоге вылилось в интересную систему планирования дня.

Дано: мама и ребенок чуть-школьного возраста. Поводом для перемен стали участившиеся протесты против режимных моментов:

- Почему я должен идти гулять именно сейчас? Мне хочется еще поиграть.

- Нет, сейчас я уроки делать не хочу, я хочу склеить модельку самолета, а уроки сделаю позже, ну какая разница, сейчас или через полчаса?

- Почему не убрал лего? Я был занят важным делом, читал книгу, вы же сами говорили, что это полезно!

Когда количество протестов превысило критическую массу, а важные дела стали частенько оставаться несделанными, мама решила ввести строгий режим дня. Она расписала в нем все дела с точностью до минуты и прикрепила его на стену на самом видном месте. Но строгий временной план для ребенка – дело изначально провальное, его не каждый взрослый выдержит. День ото дня факт настолько сильно отличался от плана, что в режим очень скоро перестали заглядывать оба, и мама, и ребенок.

Тогда мама сняла режим со стены и решила попытаться объяснить ребенку (а заодно и себе), как нужно выбирать то дело, которым необходимо заняться именно сейчас. В результате родилась целая система, которой мы сегодня с удовольствием поделимся с вами. Потому что она оказалась несложной (понятной даже ребенку) и на практике довольно эффективной. Во всяком случае, у маленького человека уже не возникало вопроса, почему сейчас нужно делать уроки, а не играть в лего.

Шаг 1.

Составляем список дел на день. Всех-всех, без исключения, нужных, и не очень, приятных и зубодробительных.

Шаг 2.

Те дела, которые жестко привязаны ко времени, выделяем отдельно. Они самые важные и определяют «скелет» дня. Для нашего героя это оказались занятие в секции и визит к врачу. К делам, привязанным ко времени, мама с непреклонным видом добавила завтрак, обед, ужин и время отхода ко сну.

Шаг 3.

Оставшиеся дела поделили по двум признакам:

  • «надо/не надо» - дела обязательные и необязательные. Критерий: «а что будет, если я этого не сделаю?». Если на горизонте маячат нехорошие последствия, дело достойно называться обязательным (не буду чистить зубы – рано или поздно придется их лечить, не уберу комнату – будет трудно находить нужные вещи, и мама будет ворчать весь вечер, не буду делать зарядку – мышцы будут становиться слабее, и т.п.). Если ничего страшного не случится (ну не поиграл в лего сегодня, поиграю завтра), значит дело необязательное;
  • «хочу/не хочу» - дела приятные/желанные и дела, выполнение которых требует определенного усилия воли - непростые или наоборот, скучные, рутинные.

Получилось четыре комбинации: «надо + хочу», «не надо + хочу», «надо + не хочу» и «не надо + не хочу».

Последнюю комбинацию, пожав плечами, вычеркнули. Резонно, зачем же делать дела, которые не нужны и не нравятся?

Шаг 4.

Остальные дела легли в общий список в следующем порядке:

  1. сначала дела «не хочу, но надо». На них уходит больше всего сил и терпения, и лучше разобраться с ними в первую очередь. Для нашего начинающего школьника это оказались уборка комнаты и домашнее задание по математике.

  2. Потом дела «надо и хочу». Сюда попали прогулка и задача с кружка по шахматам.

  3. Последними шли дела «не надо, но хочу». И, как назло, все любимые дела – чтение, лего, игры и мультфильмы – оказались в самом конце списка.

«Я на такое не согласен!» - возмутился ребенок. «Почему все самое приятное должно быть в последнюю очередь?!»

Мама согласилась - да, это трудно. Впрочем, дела из категории «хочу» часто служат для нас отдыхом, особенно необязательные и приятные. Такие дела не только можно, но и нужно чередовать с категорией «не хочу, но надо». Правда с одним условием: они не должны отнимать много времени у необходимых дел. Если мы используем такие дела как отдых между обязательными, то ограничиваем их по времени (таймер с сигналом тут в помощь). В нашем случае для ребенка было введено правило: пока не сделаны все обязательные дела, необязательным делом можно заниматься только после обязательного и не больше 20 минут.

Шаг 5.

В завершение все обязательные дела проверили на предмет того, в какое время дня их можно сделать. Ведь, к примеру, «уборку игрушек перед сном» не сделаешь прямо с утра, хоть она и попадает в категорию «не хочу, но надо». Какие-то дела из списка получили пометку «утро», какие-то «вечер», большинство остались без пометки. В результате сложился очень приблизительный распорядок дня. Зато он получился гибким. Все дела, кроме привязанных ко времени, можно было легко передвигать и заменять на другие. Но, когда понятен сам принцип выбора следующей задачи, делать это оказалось несложно.

После проделанного (к слову, не единожды) такого вот разбора, все вопросы «почему сейчас именно это, а не то» ушли сами собой. Список дел на день мама и сын пока еще составляют вместе, чтобы точно ничего не забыть. Но определять, какие дела должны идти сначала, а какие потом, ребенок уже научился сам. И это, согласитесь, бесценный навык, который не только пригодится в жизни, но и может сильно изменить ее к лучшему.

…А нам это все зачем? Мы уже взрослые, - скажете вы. И все же, положа руку на сердце, честно признаем: у взрослых трудности примерно те же. Разве что «хочу» и «надо» со временем немного меняют форму. Рассмотренный выше случай не только предлагает интересный подход к планированию дня, но и будет поводом вспомнить о важности приоритетов и самодисциплины. Мало иметь список дел на день, очень важно выполнять их в правильном порядке, не забывая об отдыхе и оставляя пространство для маневра на случай чего-нибудь непредвиденного.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения