Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Масштабные изменения в сфере ККТ: нормы Закона 54-ФЗ перекочуют в НК РФ
17.07.2020

Масштабные изменения в сфере ККТ: нормы Закона 54-ФЗ перекочуют в НК РФ

Довольно неожиданные законопроекты появились на сайте проектов нормативно-правовых актов. Применение ККТ будет регулироваться нормами НК РФ. В нем появится отдельный раздел V.3, посвященный оперативному контролю. В него перенесут почти все положения Закона о ККТ, но в уточненных формулировках. Появятся и новые положения.

В частности, непосредственно в НК РФ будут закреплены все понятия, связанные с применением ККТ. Вместо обязанности применять ККТ при расчетах, организации и ИП должны будут "фиксировать расчеты и выдавать (направлять) покупателю (клиенту, заказчику) кассовый или расчетный чек".

Под расчетным чеком будет пониматься первичный учетный документ, сформированный в электронной форме через информационный ресурс на сайте ФНС (через кабинет ККТ).

Появятся мнимые и притворные расчеты. Под мнимым расчетом будет пониматься несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида (в том числе несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), а под притворным расчетом будет пониматься расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.

Оперативный контроль будет являться новой формой налогового контроля. Это деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением организациями и ИП требований законодательства о налогах и сборах по фиксации расчетов, в том числе полноте учета выручки. В рамках оперативного контроля налоговики смогут запрашивать необходимые документы через кабинет ККТ. Кстати, весь обмен документами будет осуществляться только через кабинет ККТ. Использование кабинета ККТ будет одной из обязанностей организаций и ИП при осуществлении расчетов. Также в НК РФ будут закреплены нормы о контрольной закупке, наблюдении ("визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов") и мониторинге.

Более того, штрафы за нарушения в сфере ККТ тоже перекочуют из КоАП РФ в НК РФ. В частности, пункты 2 – 15 ст. 14.5 КоАП РФ утратят силу. В КоАП РФ останутся только штрафы за нарушения операторами фискальных данных и экспертных организаций законодательства о налогах и сборах (появится новая ст. 15.8.1). Зато в НК РФ появятся не только штрафы, но и иная ответственность. Например, если налоговики обнаружат, что организация или ИП не фиксируют расчеты, могут заблокировать счета, а в исключительных случаях – приостановить деятельность. Штрафам будет посвящена новая ст. 129.15 НК РФ. Размер штрафов по сравнению с действующим КоАП РФ установлен по верхней шкале. Например, за осуществление расчета без фиксации с ИП возьмут штраф в размере 50% от суммы расчета без фиксации, но не менее 10 000 руб., а с организации – в размере, равном сумме расчета без фиксации, но не менее 30 000 руб. Такие же штрафы предусмотрены за мнимые и притворные расчеты. Весьма существенные штрафы вводятся за чеки ККТ по товарам, подлежащим обязательной маркировке – если не указать их наименование (или исказить его), штраф для ИП составит 50 000 руб., для организации – 100 000 руб.

Планируется, что поправки вступят в силу с 2021 года.

Проект Федерального закона о внесении изменений НК РФ

Проект Федерального закона о внесении изменений КоАП РФ


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения