Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Отсрочка по налогам для «непострадавших» отраслей
22.06.2020

Отсрочка по налогам для «непострадавших» отраслей

В числе мер поддержки экономики, пострадавшей от коронавируса, Правительство предоставило возможность отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов (см. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409). Однако воспользоваться этой возможностью смогут не все, а только те, чей основной вид деятельности попал в перечень отраслей, пострадавших от COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434).

Но что же остальные? Ведь они вполне могли пострадать от COVID-19 ничуть не меньше, а то и побольше перечисленных в перечне. Для них налоговое и финансовое ведомство напомнило, что они, хоть и не могут пользоваться упрощенным порядком предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, но вправе рассчитывать на предоставление такой отсрочки (рассрочки) на общих условиях, предусмотренных главой 9 НК РФ (см. Письмо Минфина и ФНС от 01.06.2020 № СД-18-3/883@).

Казалось бы, справедливость восстановлена. Вот только возможность предоставления такой отсрочки (рассрочки) по причине «коронавирусных» финансовых потерь и на основании общих норм НК РФ, вызывает большие сомнения. Во-первых, для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с нормами НК РФ необходимо «вписаться» в определенные основания для ее предоставления. Для текущей ситуации, когда финансовое положение многих организаций и ИП ухудшилось в связи с пандемией, с натяжкой подходят следующие два:

§        Стихийное бедствие, технологическая катастрофа или другие обстоятельства непреодолимой силы, в результате которых налогоплательщик получил ущерб;

§        Угроза банкротства вследствие единовременной уплаты налога.

Попытка применения основания, связанного с наличием обстоятельств непреодолимой силы, сопряжена с рядом проблем. Во-первых, необходима доказанная взаимосвязь между ущербом и законодательным ограничением деятельности организации (ИП) в результате противоэпидемиологических мер. Во-вторых, необходимо добыть заключение органа исполнительной власти или организации, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о факте наступления в отношении заявителя обстоятельств непреодолимой силы, а также акт оценки причиненного ущерба (эти документы, согласно п. 5.1 ст. 64 НК РФ, должны быть приложены к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога). С банкротством все проще, ФНС самостоятельно проведет анализ финансового состояния в целях установления угрозы возникновения признаков банкротства в связи с единовременной уплатой налога. Однако будем честны, не так уж и часто уплата налогов может привести к банкротству. Помимо трудностей с определением основания для предоставления отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, есть целый ряд ограничений и дополнительных условий. В частности, необходимо предоставление залога, поручительства, или банковской гарантии, о чем Минфин и ФНС напоминают в своем письме. Также есть случаи, когда отсрочка (рассрочка) предоставлена быть не может (ст. 62 НК РФ).

Получается, что возможность предоставления налоговой отсрочки (рассрочки) по уплате налогов на общих основаниях, предусмотренных НК РФ – вовсе не альтернатива упрощенному порядку предоставления отсрочки (рассрочки) «пострадавшим» отраслям, как попытались это представить Минфин и ФНС в своем письме. И все же совсем сбрасывать со счетов такую возможность тоже не стоит, особенно если налоговые платежи предстоят значительные, а финансовое положение организации или ИП оставляет желать лучшего. Если организация сможет найти для себя возможность получения отсрочки (рассрочки) платежей на основании положений главы 9 НК РФ, будет вполне разумно этой возможностью воспользоваться.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения