Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
О критическом мышлении
12.06.2020

О критическом мышлении

В современном мире можно найти совершенно любую информацию. Она льется на нас ежедневно со всех сторон, Интернет переполнен сведениями на любой вкус и запрос. Это и хорошо, и плохо одновременно. Плохо потому, что обилие информации снижает нашу способность качественно ее обрабатывать и анализировать. Когда ее столько вокруг, тут уж не до анализа, успеть бы прочитать и изучить. Да и качество этой информации оставляет желать лучшего. Кто угодно сейчас вправе вещать о чем угодно (ну, почти) и генерировать «ценные сведения» и «потрясающие новости». Как результат – большая часть информации, с которой нам приходится столкнуться, является ненадежной, непроверенной или откровенно лживой. При этом распространяется такая «фейковая» информация в разы быстрее, чем ее успевают опровергать. В таких условиях бесконечно важным становится навык критического мышления.

Критическое мышление – это не о желании критиковать всех и вся. Это про способность подвергать входящую информацию сомнению, анализировать ее и сопоставлять с другой известной информацией. Развитое критическое мышление позволяет принимать правильные решения, вовремя распознать обман мошенников, недобросовестную рекламу, избежать разного рода манипуляций. Без преувеличения можно сказать, что критическое мышление становится одним из ключевых навыков, необходимых для выживания.

Критическое мышление – это не талант, данный от рождения немногим. Эту способность можно и нужно в себе развивать. Об инструментах, помогающих это сделать, мы сейчас расскажем.

Пропускайте всю входящую информацию через «фильтр сомнения»: это действительно так? Может быть это ошибка или намеренная ложь? Насколько эта информация надежна, можно ли ей доверять? Нет ли здесь противоречий, неясностей? Какова цель говорящего/пишущего, зачем он хочет донести до других эти сведения? Особенно это актуально по отношению к незнакомым и малознакомым людям, к новостям из телевизора и интернета. В любом случае постарайтесь не сразу брать на веру все, о чем слышите или читаете, а хотя бы на миг усомниться, так ли это на самом деле. И допустить, что ситуация может быть иной.

Пополняйте свою копилку знаний. Осведомленность в разных областях сослужит хорошую службу, когда придется анализировать ту или иную информацию. Чем больше знаний, тем проще сравнивать, оценивать и анализировать. Выделяйте время на чтение разной литературы, отдавая предпочтение профессиональным авторам и надежным источникам.

Пользуйтесь надежными источниками информации. Информация бывает разного качества, далеко не всей можно и нужно доверять. Учитесь находить серьезные источники информации, которые опираются на доказанные факты и преподносят их максимально объективно.

Осмысленное чтение текстов. При чтении любого нехудожественного текста, претендующего на достоверность, не принимайте его сразу на веру. Попробуйте разобрать его:

  • Какая ключевая мысль текста?
  • С какой целью текст написан?
  • Какие аргументы приводит автор, насколько они логичны?
  • На какие источники автор ссылается, надежны ли они? Размытые ссылки на «всем известно», «по мнению ученых» и т.п. не могут считаться надежными источниками. Если информация в тексте вам необходима, примите за правило проверять ее. Стоит помнить, что журналисты далеко не всегда обладают должным экспертным уровнем по тем темам, на которые они пишут. Усугубляет ситуацию «золотое» правило журналистики - «сначала упрости, потом преувеличь», которое способно изменить любую информацию до неузнаваемости. По самым важным вопросам работайте с первоисточниками – законы и нормативные акты, данные исследований, научная информация. Самостоятельно анализировать первоисточники бывает непросто, и тогда имеет смысл опираться на надежных авторов и надежные ресурсы, которые занимаются такого рода анализом и уже зарекомендовали себя.
  • Где в тексте факты, а где их интерпретация и субъективная оценка? Научиться отделять одно от другого очень важно, и не только при чтении текстов.
  • Есть ли другие мнения по данному вопросу? Предположите, что автор может быть неправ в своих рассуждениях. Какие еще возможны варианты? Можно ли найти аргументы в пользу другой точки зрения?

По прочтении текста сформулируйте свое собственное мнение о ситуации. После подобной проработки оно вполне может отличаться от мнения автора, а Ваша оценка написанного станет более глубокой.

Схема анализа кажется очень сложной и громоздкой. Однако со временем такой анализ будет производиться очень быстро, «на автомате», и достаточно будет беглого взгляда на текст, чтобы понять, стоит ли ему доверять или нет.

Развивайте логику. Есть множество упражнений и методик, которые помогут научиться сопоставлять данные и делать из них правильные выводы, видеть взаимосвязи между вещами, подмечать отсутствующие звенья в логической цепочке. Есть инструменты на любой вкус – от специальных упражнений до игр. Помните старую детскую игру «Верю-не верю»? Ведущий дает утверждение, а другие должны догадаться, правда ли это или нет, и объяснить, почему они так думают. Игра исключительно полезная в любом возрасте, попробуйте сыграть в нее со своим ребенком. И, главное, почаще играйте в нее сами ;)

Все сказанное по сути сводится к обретению навыка усомниться и проанализировать информацию, прежде чем брать ее на веру. Не впитывать информацию бездумно, а пропустить через фильтр критического мышления. Вместо «Ого! Никогда бы не подумал. Пойду срочно расскажу всем знакомым», лучше постепенно перейти к: «Да, ВОЗМОЖНО это так. Если мне это важно, я ИЗУЧУ ситуацию и ВЫЯСНЮ, так ли оно на самом деле».

Напоследок хотелось бы дать совет: учитесь критическому мышлению вместе с детьми. Навык критического мышления – лучшее, что родители могут дать ребенку для жизни в современном мире. Ребенка, владеющего этим навыком, очень непросто обмануть, напугать или манипулировать им. Таким детям проще принимать верные решения и избегать ошибок, поэтому из них чаще получаются успешные во всех отношениях взрослые.

Марина Карпич,

эксперт Атлант-право


Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения