Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Как организовать работу на удаленке
Как организовать работу на удаленке 22.05.2020

Как организовать работу на удаленке

К удаленной работе можно относиться по-разному. Для одних это отличный способ жить и работать в свое удовольствие, не тратя лишних времени и сил на перемещение туда-сюда. А для других одно упоминание об удаленной работе сразу вызывает внутреннюю дрожь - «только не это». Понятно, что условия у всех разные, и каждому свое, как говорится. Да и удаленка удаленке рознь.

Однако сейчас удаленная работа для многих стала добровольно-принудительной. И таким вынужденным удаленщикам сейчас сложней всего, т.к. нужно быстро адаптироваться к совершенно другому формату работы. Добавим к этому детей, для которых закрылись сады и школы, и переведенного на удаленку супруга/супругу. Тут уже впору писать не советы, как организовать удаленную работу, а инструкцию по выживанию. Но мы все же рискнем начать с советов. Возможно, чья-то работа из дома благодаря им станет немного легче, и удастся обойти те грабли, на которые с завидной регулярностью наступают начинающие удаленщики.
Если приглядеться ко всем возможным минусам удаленной работы, то станет ясно, что большинство из них решается немного другой организацией труда. С этого и начнем. Попробуем с минимальными потерями совместить слова «работа» и «из дома».
Но все же первое, с чего стоит начать, это снизить на время планку своих ожиданий. Обстоятельства сильно изменились, стало больше ограничений и меньше возможностей. А значит наша эффективность не может оставаться прежней. Многое будет не успевать делаться. Беспорядка в доме и в работе будет больше обычного. Смиритесь, это нормально, сейчас так и должно быть. Это не навсегда.

Границы
Для начала определимся, какие условия для домашней работы были бы подходящими, комфортными. Чем конкретнее это удастся определить, тем лучше. Что для вас по-настоящему важно? Удобный стол и стул, тишина, близость к холодильнику/чайнику и т.д. и т.п.
Теперь немного скорректируем требования под реальность. Полной тишины в доме, где есть маленький ребенок, вряд ли получится добиться. Но пару «тихих» часов в день – уже реальнее, для участия в совещании хватит и этого. Отдельного кабинета в однокомнатной квартире не сделать, но вот сюда, в уголок, можно на время поставить стол и стул. Рабочее место должно быть. Когда оно каждый день в одном и том же месте, намного легче настроиться на работу, сосредоточиться на ней.
Итак, определили границы «под себя». Теперь приступим к самому главному: аккуратно и твердо доносим их до других членов семьи. Доносим (а) заранее, (б) спокойно и уважительно. Где нужно, обсуждаем и ищем приемлемый для всех вариант. Оговариваем организацию рабочего места, часы работы, «время тишины». Можно ввести условные знаки, по которым домочадцы смогут понять, можно ли сейчас беспокоить работающего или нет. Чем четче будут сформулированы требования, тем проще будет договориться.

Режим работы и отдыха.
Это основа основ. То, из-за чего в большинстве случаев и становится невыносимой удаленная работа, которая превращается либо в сплошную непрерывную работу, либо в ночную работу, либо в маятник-чередование периодов расслабления и «горящих» сроков. Все это есть серьезный стресс для тела и нервной системы, поэтому стараемся не допустить ничего из перечисленного.
Устанавливаем себе режим. Лучше сразу общий, для всей семьи. Чем больше дел нужно вписать в расписание, тем более железным оно должно быть. При большой нагрузке очень важно прекращать работу вовремя и планировать время отдыха. Увлекающимся - таймер в помощь.
Помним, что цель расписания не том, чтобы впихнуть в него как можно больше пунктов, а в том, чтобы успеть все важное, сохранив при этом здоровье и хорошее самочувствие. Посему сразу закладываем в расписание нормальный режим сна, не допуская ночной работы. Сон - основа хорошего самочувствия и эмоционального состояния, самый большой кирпичик в нашем фундаменте. Остальные кирпичики тоже важны – питание, движение, своевременный отдых. Если есть возможность выйти из дома и пройтись, обязательно ею пользуемся. Нет возможности гулять, значит открываем окна и делаем зарядку. Кислород плюс движение - отличный способ зарядить «мозговые» батарейки и заполниться энергией. Время для этих базовых кирпичиков обязательно должно найтись в расписании.
Итак, режим и еще раз режим. Работы, отдыха, сна, питания… все, что сможем, подчиним режиму. Да уж, самодисциплины у «удаленщиков» со стажем побольше будет, чем у некоторых спортсменов. Но что делать, если именно в этом залог успешной удаленной работы. Да и не только ее.

Переключение внимания и многозадачность.
Для дистанционных работников, вынужденных трудиться рядом с домочадцами, переключение внимания – жизненно важный навык. Отвлечься, ответить на вопрос ребенку, подсказать мужу, где искать чистую рубашку и снова вернуться к работе, не потеряв ее нити, с того места, на котором она прервалась. Реально? Да. Нелегко? Да. Но это всего лишь навык, а значит его можно тренировать. Поэтому не стоит так уж сильно раздражаться на домочадцев, создающих помехи. Попробуйте воспринимать эти помехи как отработку нового полезного навыка. Быстрая переключаемость «без потерь» с одного дела на другое - много, где по жизни нужна. Если первое время с этим очень трудно – возвращаемся к вопросу установления границ.
А вот с многозадачностью стоит быть аккуратнее, она довольно сильно перегружает мозг, и устает он от нее в разы быстрее. Обсуждать с коллегой по телефону рабочий вопрос, одновременно помешивая суп и размышляя над условием школьной задачи - не лучший вариант. Лучше чередовать, концентрируясь на чем-то одном. А для этого как раз и нужна хорошая переключаемость.

С помощью этих мер вполне реально превратить удаленную работу из личного ада в удобный инструмент для жизни. Возможно, получится не сразу, но сдаваться точно не стоит. В удаленной работе можно найти массу плюсов, старайтесь фокусироваться на них. В конце концов, любой кризис – это всегда возможности и выход на новый уровень. Каким он будет, зависит от нас.