Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
ПРАВИТЕЛЬСТВО УТВЕРДИЛО ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ СВЕДЕНИЙ О ЗАНЯТОСТИ
23.04.2020

ПРАВИТЕЛЬСТВО УТВЕРДИЛО ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ СВЕДЕНИЙ О ЗАНЯТОСТИ

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 486 утверждены Временные правила представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России".

Указанные Временные правила действуют в период с 13 апреля по 31 декабря 2020 года.

Временные правила устанавливают порядок представления работодателями следующей информации (по тексту Временных правил – информация о высвобождении):

  • о ликвидации организации;
  • о сокращении численности или штата;
  • о возможном расторжении трудовых договоров;
  • об иных сведениях о занятости.

Конкретный перечень указанной информации должен утвердить Минтруд в 10-дневный срок. В свою очередь, Роструд в тот же срок должен утвердить форматы данных указанной информации, размещаемой в информационно-аналитической Системе "Работа в России".

В п.2 Временных правил указано, что работодатели в целях получения доступа к системе проходят процедуру регистрации.

Согласно п.3 Временных правил информация о высвобождении размещается работодателями в подсистеме "Личный кабинет работодателя" Системы "Работа в России" в соответствии с перечнем информации о высвобождении, которую утвердит Минтруд.

При этом п.5 Временных правил установлено, что информация о высвобождении размещается работодателями в подсистеме "Личный кабинет работодателя" системы не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, включенных в такую информацию.

Комментируя данные Временные правила, стоит отметить, что на уровне федеральных законов по-прежнему не установлено обязанности работодателя регистрироваться в Системе "Работа в России" и на портале Госуслуг.

В п.3 ст.16.2 Закона "О занятости населения в РФ" указано, что Правительство устанавливает порядок формирования, ведения и модернизации Системы "Работа в России", в том числе порядок размещения информации в системе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) и гражданами, ищущими работу. Указанный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 N 885 и в него изменений не вносилось.

Система "Работа в России" носит информационно-аналитический характер и создана в следующих целях (п.3 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ № 588):

а) формирование государственного информационного ресурса и предоставление информации в сфере занятости населения;

б) информационное обеспечение реализации положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, государственными учреждениями службы занятости населения (далее - органы службы занятости населения), а также работодателями;

в) оказание в электронном виде государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В соответствии с п.2 ст.7 Закона "О занятости населения в РФ" Правительство РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на:

1) снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ;

2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

3) повышение мобильности трудовых ресурсов.

Таким образом, в рамках Закона "О занятости населения в РФ" Правительство РФ вправе устанавливать, в частности, порядок размещения информации в информационно-аналитической Системе "Работа в России". При этом в рамках ст.25 Закона "О занятости населения в РФ" работодатели по-прежнему обязаны представлять указанные выше сведения в органы службы занятости населения. Вместе с тем непосредственно в Законе не уточняется, каким именно способом работодатели представляют указанные сведения.

Ранее, Минтрудом России в целях повышения оперативности мониторинга были разработаны и размещены на портале "Работа в России" электронные формы для заполнения работодателями (Письмо Минтруда России от 25.03.2020 N 16-2/10/В-2328). Ведомство поручило органам службы занятости населения организовать взаимодействие с работодателями в целях их перехода на предоставление информации в электронном виде путем заполнения форм на портале "Работа в России". В этой связи предлагалось оповещения работодателей, обеспечение создания ими личного кабинета на портале "Работа в России", контроль полноты и качества заполнения форм.

По информации на 15.04.2020 к сервису "Работа в России" подключено почти 100 тысяч организаций, численность персонала в которых превышает 12 миллионов человек (что соответствует показателю в 20 процентов от всех занятых в РФ).

Таким образом, до внесения изменений непосредственно в закон "О занятости населения в РФ" использование Системы "Работы в России", по сути, является альтернативой направления работодателем сведений о вакансиях в орган занятости (пп. 6 п. 4 ст. 16.2 Закона "О занятости населения в РФ").

Тем не менее исходя из разъяснений Минтруда и утвержденных Временных правил, работодателям фактически предоставляется только один способ передачи необходимых сведений - через портал "Работа в России", без какой-либо альтернативы, при том, что на уровне федеральных законов не установлена обязанность представления сведений исключительно в электронной форме. Также федеральными законами не установлена обязанность работодателя регистрироваться в Системе "Работа в России" и, соответственно, на портале Госуслуг.

За непредставление сведений государственному органу (должностному лицу), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, предусмотрена административная ответственность по ст.19.7 КоАП РФ. Соответственно, данная ответственность может наступить, если организация не представит сведения, предусмотренные ст.25 Закона "О занятости населения в РФ", в органы службы занятости (в том числе, в качестве альтернативы – через Систему "Работа в России"). Однако если необходимые сведения представлены в службу занятости, но не размещены в информационной системе "Работа в России", ответственность наступать не должна. С нашей точки зрения, до внесения поправок непосредственно в Закон "О занятости населения в РФ" (или в иные федеральные законы), работодатель не обязан представлять сведения исключительно через Систему "Работа в России". В данном случае рекомендуем отслеживать изменения на федеральном уровне.

Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 N 486

Инструкция по работе с сервисом сбора информации о численности сотрудников для работодателей