Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Запрос на представление документов (информации) в отношении контрагента проверяемого лица

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

11.09.2018

Запрос на представление документов (информации) в отношении контрагента проверяемого лица

Вопрос:
ИФНС присылает в банк требование предоставить документы и сведения в рамках ст. 93.1 НК РФ в отношении клиента банка, который является контрагентом лица, в отношении которого ведется камеральная проверка. Подскажите, имеет ли право банк отказать ИФНС в предоставлении документов по клиенту? Какие документы в соответствии со ст. 26 395-1 ФЗ банк может предоставить налоговой, по соответствующему требованию? Должна ли ИФНС указать конкретную сделку между лицами и имеет ли право банк на свое усмотрение определять сведения, которые он (банк) может предоставить ИФНС.
Ответ:
Согласно п.1 ст.93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Статья 93.1 НК РФ не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами документов. Минфин полагает, что к таким документам относится любой документ, содержащий информацию, указанную в п. 1 ст. 93.1 НК РФ (см., например, Письмо Минфина России от 08.10.2012 N 03-02-07/2-136).
Вопрос о том, вправе ли налоговая инспекция требовать документы (информацию), касающиеся деятельности контрагента проверяемого лица, а не самого проверяемого лица, является спорным и по-разному решается судами.
В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 N 5355/11 по делу N А55-10502/2010 была рассмотрена ситуация, в которой инспекция истребовала у банка документы, касающиеся контрагента проверяемого налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что данные документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика и не отражают финансово-хозяйственных отношений между ним и его контрагентом. Следовательно, такие документы не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика. Значит, у банка отсутствовали основания для их представления.
Есть примеры арбитражной практики, поддерживающей аналогичный подход (Постановления АС Западно-Сибирского округа от 02.06.2017 N Ф04-1138/2017 по делу N А75-11738/2016, АС Уральского округа от 13.01.2016 N Ф09-9653/15 по делу N А34-1032/2015, ФАС Поволжского округа от 01.07.2014 по делу N А65-24496/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2013 по делу N А43-18174/2012 (Определением ВАС РФ от 15.10.2013 N ВАС-14062/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и др.).
В то же время, ФНС России Письмом от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@ направила для использования в работе Обзор судебных актов, вынесенных Верховных Судом РФ по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года. В Обзоре, в частности, приводится следующий вывод ВС РФ: положения ст. ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена). Кроме того, имеются судебные акты, вынесенные после опубликования указанного выше Постановления Президиума ВАС РФ N 5355/11, из которых следует, что истребование документов о деятельности контрагентов проверяемого налогоплательщика является правомерным (Постановления АС Северо-Западного округа от 15.01.2018 N Ф07-14573/2017 по делу N А56-22139/2017, АС Восточно-Сибирского округа от 18.09.2017 N Ф02-4718/2017 по делу N А19-92/2017, АС Московского округа от 11.04.2017 N Ф05-3827/2017 по делу N А40-150804/2016).
Подробнее - см. Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Таким образом, поскольку вопрос о правомерности требований налоговиков о представлении документов (информации) в отношении контрагента проверяемого лица является спорным, во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем исполнить их требования.
Кроме того, в Письме Банка России от 07.03.2012 N 34-Т указано, что в случае направления налоговыми органами по основаниям, предусмотренным ст.93.1 НК РФ, в кредитные организации надлежащим образом оформленных требований о представлении документов (информации), у кредитных организаций отсутствуют основания для непредставления в налоговые органы таких документов (информации).
В том случае, если налоговая инспекция вне рамок проведения налоговых проверок запрашивает документы (информацию) относительно конкретной сделки (в порядке, установленном п.2 ст.93.1 НК РФ), в требовании должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. На это указанно в самой форме требования (Приложение № 15 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@) и подтверждается официальными ведомствами (см., например, Письма Минфина России от 14.12.2017 N 03-02-07/1/83558, от 10.04.2017 N 03-02-07/1/21041, ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).
Поручение об истребовании документов (информации) и требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки может не содержать конкретного перечня запрашиваемых документов. Вместе с тем предоставление информации о конкретной сделке может включать в себя многие аспекты совершенной сделки. В таком случае объем и характер предоставляемой информации (документов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Что касается положений ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 о банковской тайне, то пунктом 1 данной статьи, в частности, закреплено, что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Одновременно п.2 ст.26 установлено, что кредитная организация выдает справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе налоговым органам. Корреспондирующая ей норма закреплена в п.2 ст.86 НК РФ, которой установлена обязанность кредитных организаций при проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей) на основании мотивированного запроса налогового органа представлять справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) (см. также указанное выше Письмо Банка России от 07.03.2012 N 34-Т). При этом в силу пп.2.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы наделены правом контролировать исполнение банками обязанностей, установленных НК РФ. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с ЦБ РФ. Таким образом, в рамках мероприятий налогового контроля налоговые органы имеют доступ к банковской тайне.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос