Вопрос:
Общеобразовательное учреждение проводит занятия по вождению, площадки с твердым покрытием еще нет (на ней частично лежит песок и щебень). Землю под автодром оформили. Учреждению выделили деньги на кап. Ремонт автодрома, но такого объекта нет. Как правильно осуществить данное мероприятие? Нужно ли ставить автодром на учет? Как это сделать?
Ответ:
Из текста вопроса непонятно, к какому типу учреждений относится общеобразовательное учреждение, указанное в тексте запроса, а также в каком порядке были выделены средства на капитальный ремонт автодрома. Поэтому ответ дается обобщенный.
На арендованном земельном участке необходимо выполнить работы по его обустройству и приведение в состояние, пригодное для обучения вождению, в соответствии с требованиями Примерной программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (утв. Приказе Минобрнауки России от 26.12.2013 №1408), после чего необходимо оборудованный автодром поставить на учет в составе основных средств, расходы на все поименованные выше работы будут формировать его первоначальную стоимость.
При этом объектом недвижимости автодром являться не будет и государственная регистрация права собственности на него не требуется, если оно не соответствует установленным критериям ст. 130 ГК РФ.
Относительно вопроса с использованием на указанные работы по обустройству целевых средств (выделенных на ремонт автодрома) полагаем, что здесь необходимо учитывать риск признания данных расходов нецелевым использованием. Без детального изучения всего вопроса точные рекомендации дать затруднительно. Однако мы считаем, что во избежание признания расходования средств нецелевым, необходимо обратиться к распределителю этих средств за уточнением назначения выделенных средств.
Обоснование:
Из текста вопроса непонятно, к какому типу учреждений относится общеобразовательное учреждение, указанное в тексте запроса, а также в каком порядке были выделены средства на капитальный ремонт автодрома. Поэтому ответ дается обобщенный.
В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Требования к обучению и учебному автодрому изложены в Приказе Минобрнауки России от 26.12.2013 №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (далее - Примерная программа).
Согласно положений Примерной программы Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Данное сооружение должно иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по его территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых для обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности автодрома в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Кроме того, в соответствии с пп. "е" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, наличие согласованных с ГИБДД программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям является обязательным лицензионным требованием при осуществлении образовательной деятельности. Без соблюдения этих требований образовательное учреждение не получит лицензию на подготовку водителей транспортных средств.
Таким образом, на арендованном земельном участке должны быть выполнены работы по его обустройству и приведение в состояние, пригодное для обучения вождению, в соответствии с требованиями Примерной программы, а именно:
- асфальтирование участка;
- обустройство эстакады (горки);
- устройство ограждения;
- нанесение разметки;
- установка светофора и дорожных знаков;
- обеспечение переносным оборудованием для выполнения контрольных заданий.
Оборудованный автодром подлежит учету в составе основных средств, расходы на все поименованные выше работы будут формировать его первоначальную стоимость.
Нами изучена судебная практика относительно того, является ли такое сооружение объектом недвижимого имущества и соответственно требуется ли государственная регистрация права собственности на него.
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, если на автодроме отсутствует подземная часть, то он не является сооружением и, как следствие, не отвечает признакам недвижимого имущества.
Нами обнаружен судебный акт относительно правовой природы такого имущества – автодрома - Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2017 N Ф09-3051/17 по делу N А47-6786/2016. В данном деле было заявлено требование: О признании права собственности РФ на сооружение (автодром). Обстоятельства: Уполномоченный орган сослался на то, что спорный объект возведен на принадлежащем РФ земельном участке без оформления разрешительной документации, его сохранение не нарушает права других лиц. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как замощение из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей или их учебного движения (автодром), не обладает самостоятельными полезными свойствами, а является улучшением земельного участка и следует его юридической судьбе, оформление кадастрового паспорта в отношении спорного сооружения не подтверждает наличие у него признаков недвижимого имущества. Таким образом, суды пришли к выводу о том, что спорное сооружение не является объектом недвижимого имущества.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Имущество для отнесения его к недвижимому имуществу должно отвечать в совокупности следующим признакам: тесная и неразрывная связь с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению; наличие у объекта полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится.
Согласно правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 16.12.2008 N 9626/08, от 02.03.2010 N 14971/09, от 20.10.2010 N 6200/10, критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового - вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные площадки предназначены. При этом возможность самостоятельного использования части земельного участка, содержащего искусственное покрытие, должна обеспечиваться именно за счет создания такого покрытия.
Согласно разъяснениям, приведенным в абз. 5 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п. 1 ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Таким образом, по нашему мнению, автодром станет объектом движимого имущества после завершения работ по обустройству земельного участка и приведение в состояние, пригодное для обучения вождению, в соответствии с требованиями Примерной программы.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов (в том числе для государственных учреждений) установлен ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Законом определена возможность финансового обеспечения мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
При этом необходимо учитывать, что в силу ч. 2ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, даже не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Относительно вопроса с использованием на работы по обустройству земельного участка целевых средств (выделенных на ремонт автодрома) полагаем, что здесь необходимо учитывать риск признания данных расходов нецелевым использованием. Без детального изучения всего вопроса точные рекомендации дать затруднительно. Однако мы считаем, что во избежание признания расходования средств нецелевым, необходимо обратиться к распределителю этих средств за уточнением назначения выделенных средств.