Линия консультаций: +7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

29.08.2018

Таможенное оформление и контроль

Вопрос:
Есть ООО на УСН, занимается продажей «сухой мойки» (спреи и т.д.), им хотят заплатить из Армении. Будут ли какие-нибудь подводные камни при этом (оформление паспорта сделки, двойное налогообложение и т.д.). Ведь по сути это ВЭД.Товар будет отправляться в Армению транспортной компанией.
Ответ:  
Армения входит в единую таможенную территорию Евразийского экономического союза в которую входят  Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и  Кыргызская Республика. В связи с чем перемещение товаров между указанными странами в большинстве случаев осуществляется без таможенного оформления и контроля.
Однако при перемещении товаров между указанными странами необходимо заполнить статистическую форму перемещения товаров в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза". За не предоставление в установленный срок отчетности предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7.13 КоАП РФ.
С 1 января 2018 г. сделки по договорам в иностранной валюте нужно оформлять по новым правилам Банка России, без оформления паспортов сделок.
В рассматриваемой ситуации двойного налогообложения не возникает, организация уплачивает налог на прибыль в Российской Федерации.
Обоснование:
1 В соответствии с пунктом 2 раздела I Протокола "экспорт товаров" - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.
Республика Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу, подписав Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о присоединении Республики Армения) (подписан в г. Минске 10.10.2014). Республика Армения территориально удалена от территории других участников Союза, экспортируемый товар в Республику Армения проходит по территории иностранных государств, не являющихся участниками Союза, в этом заключается особенность правового регулирования такого рода отношений.
В соответствии с п. 5 Приложения N 5 к Договору о присоединении Республики Армения товары Евразийского экономического союза при перемещении с таможенной территории Союза на таможенную территорию Союза через территории иностранных государств в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита сохраняют статус товаров Евразийского экономического союза.
Таким образом, экспорт товара в Республику Армения путем таможенного транзита через территорию государств, не входящих в состав Союза, осуществляется в особенном (упрощенном) порядке, который является аналогичным с порядком, применяемым до этого времени при экспортировании товаров, реализуемых организациям, зарегистрированным на территории Республики Казахстан и Республики Беларусь.
2. С 1 января 2018 г. сделки по договорам в иностранной валюте нужно оформлять по новым правилам. Банком России утверждена новая Инструкция (от 16.08.2017 N 181-И (ред. от 29.11.2017) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", далее - Инструкция N 181-И).
Новая  Инструкция  установила правила, по которым резиденты и нерезиденты представляют уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.
Вместо паспортов сделок в банке теперь ведется учет экспортных контрактов. Для постановки на учет контракта необходимо  представить:
- общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дату, номер (при наличии), валюту экспортного контракта (наименование), сумму обязательств, предусмотренную экспортным контрактом, дату завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
- реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страну).
Документы, связанные с проведением операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет, представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета либо без представления распоряжения о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета.
Сведения по операции зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, включая код вида операции, уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям в следующие сроки:
- при представлении резидентом информации о коде вида операции до представления документов, связанных с проведением операций, - не позднее двух рабочих дней, следующих за днем представления резидентом такой информации в уполномоченный банк;
- при представлении резидентом документов, связанных с проведением операций, - не позднее двух рабочих дней, следующих за днем их представления резидентом в уполномоченный банк.
Банк должен зарегистрировать контракт и присвоить ему уникальный номер.
Однако в  гл. 4 Инструкции N 181-И указаны виды договоров, которые требуют регистрации.
Кроме того, для этих договоров предусмотрен и денежный лимит: для импортных контрактов и кредитных договоров - 3 млн руб., для экспортных договоров - 6 млн руб.
Кроме того, Инструкция N 181-И ввела порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. руб.
3. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации. При этом п. 1 ст. 7 НК РФ предусматривается приоритет международных правил и норм, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Между Правительством РФ и Правительством Республики Армения заключено Соглашение от 28.12.1996 "Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество"  (далее - Соглашение), которая регулирует в том числе уплату налога на прибыль (п. 3 ст. 2 Соглашения).
Согласно ст. 7 Соглашения прибыль от коммерческой деятельности, полученная предприятием Договаривающегося Государства, облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет коммерческой деятельности в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство. Если предприятие ведет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство, прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Исходя из условий  вопроса  следует, что  российская организация не имеет не осуществляет деятельность на территории Республики Армения, через постоянное представительство, в связи с чем   двойного налогообложения не возникает.
При этом если при экспорте товаров на территорию Республики Армения поставщик получил выручку в иностранной валюте, то необходимо учитывать следующее.
Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях (абз. 1 п. 3 ст. 248 НК РФ). Пересчет доходов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, налогоплательщик производит в зависимости от того, какой метод признания доходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ выбран в учетной политике для целей налогообложения.
При применении метода начисления доходы от реализации товаров признаются на дату их реализации (на дату перехода права собственности) (п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ). Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, который установлен Банком России на дату реализации товаров (абз. 1 п. 8 ст. 271, ч. 3 ст. 316 НК РФ).
Сумма требований к покупателю, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату реализации товаров, дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше (абз. 2 п. 8 ст. 271, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ). В связи с изменением курса иностранной валюты к рублю по расчетам с покупателем возникают курсовые разницы. Положительная курсовая разница возникает при дооценке требований, а отрицательная - при их уценке. Такие разницы включаются в состав внереализационных доходов или расходов соответственно (п. 11 ч. 2 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов или внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше (пп. 7 п. 4, абз. 2 п. 8 ст. 271, пп. 6 п. 7, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос