Линия консультаций: +7 495 223-06-80
О дисквалификации организации

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

08.05.2018

О дисквалификации организации

Вопрос:
Получено письмо в адрес нашей организации (ООО) от контрагента с которым заключен договор поставки:  "Наша компания хочет вас проинформировать для дальнего принятия мер с вашей стороны. Соучеридитель Вашей компании Иванов И,И. (доля 60%) является участником с долей более 50% в 10 компаниях и с 9.10.2017 находится в списке ФНС массовых учредителей/руководителей. При отсутствии активных действий со стороны Вашей компании он может быть дисквалифицирован начиная с апреля 2018 г., поэтому заключать ДС более чем на полгода в данный момент нет смысла." Вопрос: Действительно ли есть такая опасность дисквалификации?
Ответ:
За нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц может применяться административная ответственность.
Применительно к рассматриваемой ситуации, пунктом 4 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Кроме того, пунктом 5 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
При этом законодательством введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц, ст. 2.4. КоАП РФ они приравнены к должностным лицам.
Кроме того, налоговым органом может быть внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении организации, так как о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ может свидетельствовать, в частности, следующее: участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц.
При этом наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации может повлечь для нее и ее должностных лиц ряд негативных последствий.

Обоснование:
За нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц может применяться административная ответственность.
Так, применительно к рассматриваемой ситуации, пунктом 4 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Кроме того, пунктом 5 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статьей 3.11 КоАП РФ дано определение дисквалификации - дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,  либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

При этом законодательством введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

В целях привлечения к ответственности они теперь приравнены к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ) – «административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица…»

Следует отметить, что  применение административной ответственности должно осуществляться в пределах срока давности, установленного ст. 5.4. КоАП РФ.

Кроме того, хотим добавить, что пунктом 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В соответствии с пп. «з.1» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице подлежит также внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

О порядке работы по выявлению признаков недостоверности у юридических лиц изданы письма ФНС России: от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности» и от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности».
Как следует из этих писем, о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ может свидетельствовать, в частности, следующее: участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц.

При этом наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации может повлечь для нее и ее должностных лиц ряд негативных последствий:
- предъявление регистрирующим органом иска о ликвидации организации как действующей с грубым нарушением закона (пп. 1 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ);
- обязательное внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (пп. "з.1" п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ). Такая запись в реестрах является сигналом для контролирующих органов, действующих и потенциальных контрагентов организации;
- с 01.09.2017 - исключение организации из ЕГРЮЛ регистрирующим органом без обращения в арбитражный суд при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, пп. "г" п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- привлечение руководителя организации, действующего от ее имени без доверенности, к административной ответственности за представление недостоверных сведений (ч. 4, 5 ст. 14.25 КоАП РФ, Письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-10/48518). При первичном нарушении штраф составит от 5 000 до 10 000 руб., повторное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- ограничение участников ООО с долей не менее чем 50%, а также руководителя организации, действующего без доверенности от ее имени, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений (кроме лиц, подавших о себе форму N Р34001), в праве стать учредителями (участниками) или руководителем другого юридического лица в течение трех лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, так как законом предусмотрено соответствующее основание для отказа в государственной регистрации (абз. 4, 5 пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ);
- признание организации рискованным партнером с точки зрения проявления должной осмотрительности при выборе контрагента для других налогоплательщиков, банков, участников электронных аукционов в сфере госзакупок (Письма ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@, от 12.05.2017 N АС-4-2/8872, Минэкономразвития России от 15.08.2016 N Д28и-2049, от 20.03.2017 N Д28и-1214). При проведении камеральных и выездных проверок у добросовестных контрагентов такой организации возникнут сложности - им могут снять вычеты НДС и расходы при исчислении налога на прибыль. Пометка в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений - это потеря деловой репутации организации, которая приведет к тому, что действующие и потенциальные контрагенты откажутся сотрудничать с ней;
- необходимость возмещения убытков, причиненных другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о ней в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ). Для возникновения обязанности возместить убытки необходимо наличие вины организации, которая предполагается, если юридическое лицо не докажет обратное (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос