Вопрос:
Меня интересует вопрос, как защитить продавца от недобросовестного потребителя, т.н. "потребительского терроризма"? Закон о защите прав потребителей защищает потребителя, но не продавца. Очень часто на практике складываются такие ситуации, когда продавец соглашается, признает производственный брак товара, о чем сообщает потребителю в письменном виде, но потребитель, зная о том, что Законом предусмотрена неустойка в размере 1% от стоимости товара, не приходит и не забирает деньги, а подает в суд. В результате суд взыскивает с продавца и стоимость товара, и неустойку, и штраф 50%, и иные расходы потребителя в связи с подачей иска в суд. Таким образом, продавец несет колоссальные убытки, а потребитель "наживается" на продавце.
Ответ:
По нашему мнению, чтобы не стать жертвой "потребительского терроризма" в указанной Вами ситуации, продавцу необходимо либо возвращать покупателям денежные средства в день их обращении, либо требовать от покупателя указывать в заявлении адрес электронной почты. Отправленное на электронную почту покупателя сообщение о готовности возвратить ему денежные средства будет являться надлежащем доказательством в суде.
Обоснование:
Согласно статье 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее-Закон №2300-1) требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение указанного срока, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (пункт 1 статьи 23 Закона №2300-1).