Вопрос:
Работаем по 44-ФЗ со стороны заказчика. Наша организация создала контрактную службу. При этом в организации есть контрактный управляющий (эта должность зафиксирована штатным расписанием). Вопрос: могут быть в организации и контрактный управляющий и контрактная служба?
Ответ:
Одновременное создание у заказчика контрактной службы и назначение контрактного управляющего законодательством не предусмотрено.
Это два самостоятельных варианта организации закупочной деятельности, выполняющие одинаковые функции. При этом в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей, эти варианты являются альтернативными, по сути дублирующими друг друга.
Между тем, никаких разъяснений и судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
По условиям п. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Таким образом, законом установлена обязанность заказчика создавать контрактную службу при совокупном годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, и обязан назначать контрактного управляющего в случае отсутствия контрактной службы, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей.
Более того, пункт 4 ст. 38 указанного выше Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ определяет функции и полномочия контрактной службы и контрактного управляющего, которые состоят в следующем:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно - исковой работы;
Кроме того, согласно определению, данному в Приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Также в данном Типовом положении указано, что в обязанности контрактной службы входит в том числе организация исполнения контракта. А в соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ контрактный управляющий - это должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
В связи с этим можно сделать вывод, что это два самостоятельных варианта организации закупочной деятельности, выполняющие одинаковые функции. При этом в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей, эти варианты являются альтернативными, по сути дублирующими друг друга.
Таким образом, одновременное создание контрактной службы и назначение контрактного управляющего законодательством не предусмотрено.
Однако, никаких разъяснений и судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.