Вопрос:
Происходи реорганизация юридического лица (присоединение). Ситуация: Юр. лицо "А" имеет филиалы в кол-ве 3 шт. указанные филиалы переходят к юр. лицу "Б", а юр. лицо "А" переходит к юр. лицу "В". Юридические лица являются бюджетными учреждениями. Государственные контракты заключались юр. лицом "А" в рамках ФЗ-44 и ФЗ-223, плана распределения по филиалам заключенными контрактами не предусматривалось. Все контракты оформлялись на юр.лицо "А" без выделения объёма в разрезе филиалов. При это формирование плана закупок и плана графика формировалось исходя из совокупности потребностей юр. лица "А" включая филиалы. Вопрос: Какие права, обязанности перейдут к юр.лицам: "Б" и "В". по заключенным государственным контрактам юр. лицом "А"? Возможно ли выделение объёма по указанным контрактам в передаточном акте в рамках присоединения к юр.лицу "Б"? Или же, выделение прав и обязанностей (объёма) в части заключенных контрактов в данном случае в разрезе филиалов невозможно?
Ответ:
По нашему мнению, при проведении указанной в запросе реорганизации, выделение прав и обязанностей (объёма) в части заключенных контрактов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и договорам, заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-2 2 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в разрезе филиалов юридического лица «А» невозможно.
Все права и обязанности юридического лица «А» по заключенным контрактам в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и договорам, заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-2 2 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» перейдут к юридическому лицу «В».
Обоснование:
Исходя из запроса мы сделали вывод, что происходит реорганизация учреждения, с одновременным сочетанием различных форм, предусмотренная нормами ГК РФ, а именно выделение из юридического лица «А» самостоятельного юридического лица (бывшие филиалы) «С» с одновременным осуществлением присоединения «А» к юридическому лицу «В», и юридического лица «С» - к юридическому лицу «Б», т.к. филиалы это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, в том числе функции представительства и в силу положений норм гражданского законодательства не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ)
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абз. 1 п. 1 ст. 57 ГК РФ.
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
В рассматриваемом случае мы не обнаружили ограничений на проведение такой реорганизации.
Нормами п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации.
В соответствии с нормами п. 2 и п. 4 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При этом исходя из смысла норм ГК РФ, в том числе ст. 59 ГК РФ, объем прав и обязанностей, переходящий при реорганизации, определяется учредителями юридических лиц (органом, принявшим решение о реорганизации) и закрепляется в передаточном акте.
В связи с вышеизложенным мы считаем, что распределение объема прав и обязанностей, при первом этапе реорганизации осуществляется в соответствии с нормами и в порядке, указанными выше органом, принявшем решение о реорганизации. На втором этапе реорганизации при присоединении, права и обязанности присоединенных юридических лиц перейдут к их правопреемникам в полном объеме.
При этом следует отметить, что при осуществлении реорганизации закон гарантирует кредиторам определенные права, которые закреплены в т.ч. в ст. 60 ГК РФ. Так, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.
Хотим отметить, что положениями п. 6 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
При этом порядок перехода прав и обязанностей заказчика по контракту данным законом не урегулирован,
Однако в отличие от сходной нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в ч. 6 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не указано, что права и обязанности по контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.
Таким образом, вопрос о возможности частичной передачи прав и обязанностей заказчика по контракту, заключенному в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, (в том числе и в порядке правопреемства) в настоящий момент не урегулирован.
Однако, данным Законом № 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов им не предусмотрено.
Кроме того, п. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данной статьей случаях, к которым рассматриваемая ситуация, по нашему мнению, не относится.
Между тем, каких-либо разъяснений или судебной практики по аналогичным вопросам нами не обнаружено.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-2 2 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не регулирует вопрос с передачей прав и обязанностей по договору, в том числе на частичную передачу прав и обязанностей по договору.
При этом в соответствии при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. (ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-2 2 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
Между тем, по нашему мнению, выделение прав и обязанностей (объёма) в части заключенных контрактов в данном случае в разрезе филиалов невозможно, т.к. фактически произойдет изменение предмета закупки (торгов) на стадии исполнения договоров, что по смыслу норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-2 2 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не допускается.
Однако каких-либо разъяснений или судебной практики по аналогичным вопросам нами не обнаружено.
Таким образом, по нашему мнению, при проведении указанной в запросе реорганизации, выделение прав и обязанностей (объёма) в части заключенных контрактов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и договорам, заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-2 2 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в разрезе филиалов юридического лица «А» невозможно.
Все права и обязанности юридического лица «А» по заключенным контрактам в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и договорам, заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-2 2 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» перейдут к юридическому лицу «В».