Линия консультаций: +7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

09.11.2016

Регистрация вывески

Вопрос:
Необходимо ли регистрировать вывеску (рекламное светодиодное пано) размещенное в оконном проеме (размер 104 см х 40 см) собственного здания. Какой порядок регистрации такой вывески.
Ответ:
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ч. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5, 6, 7 ст. 19 Закона N 38-ФЗ законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
В соответствии с п. п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ указанный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Так в   письме ФАС России от 13.02.2015 N АД/6320/15 "О разграничении понятий вывеска и реклама" указано, что размещение в месте фактического нахождения организации указания на профиль ее деятельности служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.
Кроме того, ФАС России в Письме от 28.11.2013 N АК/47658/13 "О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных" отметил, что указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции Закон N 38-ФЗ не распространяется.
В Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу N А09-8217/2015 указано, что информация "Используй родные запчасти", размещенная на конструкции, прикрепленной к зданию, не является рекламной, так как спорная конструкция размещена непосредственно в месте осуществления заявителем предпринимательской деятельности и не содержит ни конкретных сведений о товаре (о торговой марке, производителе и т.п.), ни об условиях его приобретения или использования (о скидках, специальных акциях и т.п.).
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.07.2015 N Ф07-4751/2015 по делу N А56-31402/2014 суд посчитал не рекламными вывеску "ОПТИКА", расположенную на фасаде здания непосредственно над входом в занимаемое ответчиком нежилое помещение, а также вывеску "ВРАЧ", также расположенную на фасаде здания непосредственно над окнами занимаемого ответчиком помещения.
В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А45-14895/2013 суд пришел к выводу о том, что спорная вывеска, которая находится над входом в нежилое помещение, служит целям обозначения места и характера осуществляемой организацией деятельности.
В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 N 13АП-245/2015 по делу N А56-47982/2014 суд, оценив содержание и место расположения спорных вывесок (непосредственно над окном помещения ответчика и над входом в него), также пришел к выводу о том, что данные вывески не являются рекламными.
Во всех указанных случаях суд принимал во внимание также содержание размещенной на вывески информации.
В судебной практике отмечено, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота (Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 304-ЭС16-21 по делу N А45-20221/2014, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2014 N Ф07-450/2014 по делу N А05-9443/2013, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу N А79-10471/2014, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 N 02АП-9808/2015 по делу N А31-2362/2015, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 N 17АП-11290/2015-АК по делу N А50-4736/2015, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу N А56-75758/2013, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 N 18АП-15473/2015 по делу N А07-18956/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.2015 N Ф07-4180/2015 по делу N А56-30957/2014).
 Таким образом место размещения вывески, в оконном проеме, может служить основанием для неотнесения ее к рекламной. При решении данного вопроса во внимание должно также приниматься содержание размещенной на вывеске информации.
Если же Вы все таки решите зарегистрировать вывеску как рекламную, то порядок регистрации указанной вывески будет следующий:
Разрешение выдается местным органом самоуправления, в том числе на основании заявления владельца рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
К указанному заявлению необходимо приложить (ч. 11, 12 ст. 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ):
- данные о заявителе - физическом лице;
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца недвижимого имущества. Такими документами договор на установку рекламной конструкции;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Госпошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции составляет 5000 руб. (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции орган местного самоуправления должен направить вам в течение двух месяцев со дня приема документов (ч. 14 ст. 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на ее установку и эксплуатацию (ч. 17 ст. 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Отказать в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций орган местного самоуправления может в следующих случаях (ч. 5.8, 15 ст. 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ):
- проект рекламной конструкции и ее территориальное размещение не соответствуют требованиям технического регламента;
- установка рекламной конструкции в заявленном месте не соответствует схеме размещения рекламных конструкций (схемы утверждаются органами местного самоуправления в отношении зданий, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности);
- нарушен внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.
В период действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Вы вправе осуществлять техническое обслуживание и демонтаж рекламной конструкции (ч. 8 ст. 19 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос