Вопрос:
Контрагент - покупатель предоставил электронное заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов. К нему уведомление о проставлении отметки налогового органа. Вопрос: Без печати и подписи контрагента - покупателя такое заявление действительно для налоговых органов?
Ответ:
1) В соответствии с Протоколом об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии, являющимся Приложением N 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписаном в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015).
"бумажная копия электронного документа" - копия электронного документа на бумажном носителе, заверенная в порядке, установленном законодательством государств-членов;
"электронный документ" - документ в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью (электронной подписью) и отвечающий требованиям общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.
п. 12. Приложения: При электронной форме взаимодействия с использованием электронных документов, а также при их обработке в информационных системах соблюдаются следующие принципы:
1) если в соответствии с законодательством государства-члена требуется, чтобы документ был оформлен на бумажном носителе, то электронный документ, оформленный по правилам и требованиям документирования, утверждаемым Советом Комиссии, считается соответствующим этим правилам и требованиям;
2) электронный документ, оформленный по правилам и требованиям документирования, утверждаемым Советом Комиссии, признается равным по юридической силе аналогичному документу на бумажном носителе, заверенному подписью либо подписью и печатью;
3) документ не может быть лишен юридической силы на том лишь основании, что он составлен в форме электронного документа;
4) при извлечении сведений из электронных документов, в том числе при преобразовании форматов и структур, с целью их обработки в информационных системах обеспечивается их идентичность, аналогичным сведениям, указанным в электронных документах;
5) в случаях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, либо законодательством государств-членов, с использованием учетной системы может обеспечиваться формирование бумажных копий электронных документов.
2) Понятие электронного документа содержится в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации". В соответствии с п. 11.1 ст. 2 названного Закона электронный документ представляет собой документированную информацию, представленную в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Таким образом, за рамками правового регулирования остаются следующие важнейшие вопросы, имеющие ключевое значение для развития электронного документооборота:
- регламентация порядка документирования;
- требования к форматам электронных документов и их реквизитам;
- порядок передачи и получения электронных документов;
- оформление копий электронных документов;
- порядок перевода электронного документа на бумажный носитель;
- требования к защите электронных документов;
- порядок применения электронной подписи в зависимости от вида и важности электронного документа;
- архивное хранение электронных документов.
Совокупность перечисленных требований и процедур образует юридическую значимость электронного документа, обеспечивающую дальнейшую возможность его использования при осуществлении государственных функций. Очевидно, что такая возможность предполагает признание электронного документа в качестве доказательства в суде.
Пунктом 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
При этом, если копии документов представлены в арбитражный суд в электронном виде, суд может потребовать представления оригиналов этих документов.
3) Как разъяснил МинФин России в письме от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1, если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
4) Приказ ФНС России от 29.06.2015 N ММВ-7-6/259@ "О внесении изменений в приказы ФНС России". В соответствии с Приложением N 2 (Перечень услуг и процедур ЕСОН, реализованных по "КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ ЕСОН")
В соответсвии с вышеперечисленными документами, можно сделать вывод о том, что без «живой» печати и подписи контрагента – покупателя, бумажная копия электронного заявления о ввозе товара и уплате косвенных налогов, имеет юридическую силу. Данный факт подтвержден уведомлением налогового органа о принятии электронного документа. Без соответсвующих реквизитов необходимых, для принятия налоговыми органами электронной формы документов (отчетности, унифицированных форм или заявлений) от налогоплательщика, контрагент – покупатель не смог бы предоставить копию уведомления о принятии налоговым органом заявления.