Вопрос:
Обязательно ли наличие представителя при обжаловании решений государственных органов по Кодексу административного судопроизводства? Может ли истец выбрать подсудность по своему местонахождению в соответствии с КАС?
Ответ:
В соответствии с частью 5 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
То есть, отстаивать интересы в суде может как административный истец в лице руководителя организации, так и наделенный данным правом его представитель. При этом представители административных истцов помимо того, что должны быть полностью дееспособными, в добавок обязаны иметь высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия (ст. 55 КАС РФ).
В силу статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
То есть иск подается по нахождения ответчиков, пересиленных а статье 22 КАС РФ. Если оспаривается действие должностных лиц, то иск предъявляется в суд по месту нахождения перечисленных властно-публичных организаций, в которых они исполняет должностные обязанности.
В соответствии со статьей 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
В данном случае законодатель установил альтернативную подсудность, т.е. по выбору истца в случае, например, если административный иск подается к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих. В этом случае такой иск может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.