Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Право потребителя на возврат товара

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

01.04.2016

Право потребителя на возврат товара

Вопрос:
Какие документы нужно принять от покупателя для возмещением убытков от использования некачественного товара по претензии? Они нам товар не возвращают. Т.к. это краситель для тканей, они его использовали в производстве. А нас просят возместить расходы.
Ответ:
В преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей») даны признаки отнесения недостатков к существенным. К существенным относятся недостатки товара (работы, услуги), которые делают невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо которые не могут быть устранены, либо которые проявляются вновь после устранения, либо для устранения которых требуются большие затраты, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.
    В соответствии со статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
    Продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
    Если у продавца имеются сомнения в ненадлежащем качестве товара, в связи с чем возникает спор с покупателем, то продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
    Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
    Из статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» следует, что при расторжении договора купли - продажи потребителю возмещаются убытки в полном объеме (см. статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые в связи с этим могут возникнуть у потребителя. Денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из составляющих этих убытков. В связи с этим, если потребителем предъявлено требование о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, оно должно быть удовлетворено в течение срока, установленного статьей 22 Закона «О защите прав потребителей» для возмещения убытков, причиненных потребителю расторжением договора, т.е. в десятидневный срок с момента предъявления соответствующего требования.
    Согласно пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
    Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
     В данном случае если продавец сомневается в  том, что покупатель израсходовал краситель полностью, единственной возможностью является письменное обращение к покупателю с просьбой предъявить использованный товар на материале и сопоставить объем проданного красителя с объемом материала, на который он был потрачен. Если данный объем сопоставим, то требования покупателя правомерны. Если у продавца имеются сомнения в использовании красителя покупателем, то он вправе провести экспертизу на тождественность продаваемого красителя красителю, использованному покупателем. Одновременно экспертным методом можно проверить дополнительное исследование по вопросу не меняет ли свойства (например, цвета) продаваемый краситель от влияния самого материала покупателя при использовании товара (к тому же оценка получившегося цвета на материале это оценочная категория, а не брак товара) и приводит ли краситель к деформации материала, так как в данном случае страдает потребитель.
      Конечно, логичней было бы провести экспертизу товара (или покрашенного материала) покупателем. Но если экспертиза подтвердит брак красителя, то продавец обязан возместить стоимость некачественного красителя, испорченного материала и расходы на проведение экспертизы.
    Документы, которые могут быть приняты от покупателя для возмещением убытков от использования некачественного товара по претензии -  это накладная на бракованный товар (для определения цены), акт экспертизы с заключением о браке, копия акта оказанных услуг на экспертизу (для определения стоимости), документы по оплате экспертизы и сама претензия, где указаны эти суммы. Для того, чтобы ответить какие документы нужно принять от покупателя для возмещением убытков от использования некачественного товара по претензии, покупатель должен предоставить конкретные документы, подтверждающие информацию о конкретных понесенных убытках.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос