Вопрос:
В уставе АО указано - при ликвидации общества создается ликвидационная комиссия в составе 3х человек. Мы хотим назначить ликвидатора, как, в принципе, указано в ГК, можем ли мы так сделать? Какие последствия ждет ликвидируемое общество если будет назначен один ликвидатор вместо 3-х членов комиссии?
Ответ:
Порядок ликвидации акционерного общества регулируется Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) - общий порядок для юр. лиц, а также Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО).
Так, в соответствии со ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде
Согласно ст. 21 Закона об АО Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.
Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества (п. 3 ст. 22 Закона об АО).
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров (п. 4 ст. 22 Закона об АО).
Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 22 Закона об АО).
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в порядке очередности, установленной ст. 23 Закона об АО.
Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации юр. лиц и ИП) сообщение учредителями (участниками) юридического лица (в данном случае акционерного общества) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации путем направления в регистрирующий орган уведомления в письменном виде по утвержденной форме о принятии решения о ликвидации юридического лица.
В данном случае регистрирующим органом является налоговый орган, осуществлявший регистрацию акционерного общества.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений в статусе юридического лица.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Юридическое лицо, которое в течение последних 12, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации юр. лиц и ИП).
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица (акционерного общества) начинается с момента принятия решения о создании ликвидационной комиссии и оканчивается направлением руководителем данной комиссии в налоговый орган уведомления с соответствующими документами о ликвидации общества.
В силу п.8 ст. 22 Закона о регистрации юр. лиц и ИП исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Поскольку решение о создании ликвидационной комиссии принимается общим собранием акционеров в соответствии с требованием ГК РФ и Закона об АО, а также в соответствии с уставом общества, то действия данной комиссии по ликвидации общества в нарушение указанных нормативно-правовых актов, а также локального нормативного акта ( Устава), могут быть оспорены в судебном порядке и признаны, как не соответствующее закону. Например, действия ликвидационной комиссии по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также распределению расчетов с кредиторами по имуществу ликвидируемого общества также признаются не правомерными, так как являются одной из составляющих обязательной процедуры, являющейся основанием для принятия налоговым органом решения об исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц. Поэтому создание в данном случае комиссии из одного человека - неправомерно с вытекающими выше последствиями.
Помимо этого, налоговый орган также может в ряде случаев (например, задолженность по налогам и сборам) обжаловать решение (ненормативный акт юридического лица) о ликвидации общества при проверке документов, представляемых в Инспекцию, в случае если обнаружит, что формирование ликвидационной комиссии не соответствует требованиям устава юридического лица.
Дело в том, что в силу п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юр. лиц и ИП, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. При этом регистрирующим органом (налоговый орган) может быть исследован пакет документов, ранее представленный для гос. регистрации Общества, либо внесения изменений в его устав, где может также обнаружится несоответствие установленных требований ликвидационной комиссии сформированной комиссии. И на основании подп. «д» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юр. лиц и ИП отказать в соответствующей регистрации в связи с подписанием ненадлежащим лицом заявления государственной регистрации юридического лица связи с его ликвидацией, так как его подписывает ликвидатор.
Для избежания возможных последствий целесообразно внести изменения в устав о составе ликвидационной комиссии в единственном лице и после гос. регистрации данного изменения сформировать данную комиссию в соответствии с требованием устава.