Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Налоговые последствия реализованных, но не оплаченных товаров

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

01.04.2016

Налоговые последствия реализованных, но не оплаченных товаров

Вопрос:
Наша организация получала товары от контрагента по договору с отсрочкой платежа. Контрагент предоставил письмо, по которому мы оплатили его кредиторскую задолженность в счёт погашения нашей задолженности по товарам. Но часть нашей задолженности осталась неоплаченной. Контрагент прекратил хозяйственную деятельность.
Вопрос: Товары, и оплаченные и неоплаченные реализованы. Их себестоимость учтена, согласно учётной политики. Какие налоговые последствия могут быть, если часть реализованных товаров так и останется неоплаченной?
Возникает вопрос по НДС от неоплаченной части. Товар был оприходован (проведены первичные документы), реализован. В доходы должно внести полную сумму неоплаченных товаров или надо будет восстанавливать НДС?
Ответ:
В соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета себестоимость приобретения товаров определяется в момент их принятия на учет и в последующем не корректируется (п.18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", п.1 ст.272 НК РФ). Соответственно факт их оплаты не влияет на порядок формирования расходов в части себестоимости товаров.
В случае, если ваш контрагент фактически прекратил свою деятельность, но официально не ликвидирован,  имеющаяся перед ним задолженность продолжает отражаться в учете вашей организации до истечения срока исковой давности (в общем случае он составляет 3 года – ст.196 Гражданского кодекса РФ).
Если компания-контрагент ликвидирована и отсутствует правопреемник по вашей задолженности, данная кредиторская задолженность подлежит списанию на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитора (ст.419, п.3 ст.63 ГК РФ).
Независимо от оснований списания кредиторской задолженности для отражения данной операции в бухгалтерском и налоговом учете необходимы:
- документы по инвентаризации кредиторской задолженности
Напомним, что порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). В частности проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Для оформления результатов инвентаризации задолженности может использоваться унифицированная форма N ИНВ-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88), либо форма, утвержденная вашей организацией в соответствии с требованиями  ст.9 Федерального закона N 402-ФЗ.
- первичные документы, подтверждающие образование задолженности (соответствующая информация отражается в Справке в форме ИНВ-17)
- приказ руководителя организации о списании задолженности с указанием основания списания (истечение срока исковой давности, ликвидация контрагента и т.д.). К приказу рекомендуем приложить документы, свидетельствующие о наличии оснований для списания долга, в частности в случае ликвидации компании это может быть распечатка сведений ЕГРЮЛ с сайта ФНС, заверенная подписью лица, сформировавшего данный документ.
Порядок списания кредиторской задолженности определен п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (с учетом п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
В бухгалтерском учете сумма списанной кредиторской задолженности признается прочим доходом организации (п. 4, 7, 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
Данный доход признается в сумме числящейся в учете задолженности (т.е. в полной сумме с учетом НДС - п. 10.4 ПБУ 9/99).  
Дт 60 -  Кт 91/1 – списана кредиторская задолженность перед поставщиком
Что касается НДС, то если при приобретении товаров налог был правомерно принят к вычету (товар оприходован, имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры и первичные документы, товар предназначен для использования в деятельности, облагаемой НДС -  п.2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ), то при списании задолженности перед поставщиком основания для его восстановления не возникают, поскольку в п. 3 ст. 170 НК РФ содержится закрытый перечень случаев обязательного восстановления НДС.  Такого основания для восстановления НДС, как списание кредиторской задолженности, НК РФ не содержит.
В целях налогообложения прибыли сумма списанной кредиторской задолженности в полной сумме (с учетом НДС) включается в состав внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ). Доход признается в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора, либо окончанию срока исковой давности (Письма ФНС России от 02.06.2011 N ЕД-4-3/8754, Минфина России от 01.10.2009 N 03-03-06/1/636).
Отметим, что если предъявленный данным поставщиком НДС к вычету не принимался, он может быть учтен при списании долга в составе внереализационных расходов на основании  пп.14 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Таким образом, в части приобретенных у поставщика товаров его ликвидации не влечет для вашей компании никаких последствий. Исключением будет являться ситуация, когда покупателю не только предоставлена отсрочка платежа, но и договором поставки определен переход права собственности на товары после их оплаты.
При этом при списании кредиторской задолженности (либо в связи с ликвидацией контрагента, либо в связи с истечением срока исковой давности) в бухгалтерском и налоговом учете возникает доход.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос