13.05.2015
Полномочия телевизионной программы «Ревизорро».
Вопрос:
Вопрос касается вам вопрос по телевизионной программе «Ревизорро». Как мы можем оградить себя от визитов этой телепередачи в наши отели и рестораны? Или в какие-то отдельные помещения. Какими полномочиями обладает ведущая, как представитель СМИ и ее съемочная группа?
Ответ:
Статья 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (далее - Закон о СМИ) предусматривает свободу массовой информации, которая заключается в поиске, получении, производстве и распространении массовой информации; владении, пользовании и распоряжении информацией учреждениями средств массовой информации; изготовлении, приобретении, хранении и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, которые не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Какие существуют ограничения распространение средств массовой информации.
В соответствии со ст. 4 Закона о СМИ не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Кроме перечисленных ограничений в ст. 4 Закона о СМИ перечислены другие запреты, ограничивающие сбор, передачу и распространение массовой информации.
В случае нарушения ст. 4 Закона о СМИ суд вправе прекратить деятельность средства массовой информации в соответствии со ст. 16 указанного Закона.
В соответствии с Законом о СМИ учреждение средства массовой информации должно иметь разрешение (лицензию) на указанную деятельность (Глава III Закона).
Также в соответствии со ст. 47 Закона о СМИ журналист наделен конкретными правами для осуществления своей профессиональной деятельности, а именно: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; а также иные права, предусмотренные указанной статьей Закона.
На ряду с правами журналиста, он имеет также обязанности, которые предусмотрены ст. 49 Закона о СМИ, а именно из основных: проверять достоверность сообщаемой им информации; получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки; предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста; при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций; и другие обязанности в соответствии со настоящей статьей Закона.
Согласно ст. 51 Закона о СМИ не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
Также одним из основных положений Закона о СМИ закреплены в ст. 52, согласно которой профессиональный статус журналиста распространяется, в том числе на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения.
Учреждения средств массовой информации и журналисты несут ответственность в соответствии со ст. 56 Закона о СМИ.
На ряду с ответственностью учреждений средств массовой информации и журналистов существует ответственность граждан за воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов в соответствии со ст. 144 Уголовного кодекса РФ путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации, в том числе лицом с использованием своего служебного положения, либо сопряженное с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Воспрепятствование заключается в действиях, перечисленных в ст. 58 Закона о СМИ, а именно в ущемлении свободы массовой информации в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:
- вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;
- незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;
- нарушения права редакции на запрос и получение информации;
- принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации.
Таким образом, оградить от визитов журналистов телепередачи возможно только в случае, если журналист не является профессиональным (учреждение не имеет лицензию на осуществление деятельности по обороту средств массовой информации), то есть не состоящим в штате редакции учреждения средств массовой информации, а также который нарушает требования вышеуказанных положений Закона о СМИ.
В противном случае, если представители отеля (ресторана) оградят (воспрепятствуют) посещению профессиональных журналистов в целях сбора массовой информации не ограниченной, не запрещенной, т.е. не охраняемой законом в соответствии со ст. 4 Закона о СМИ, то в действиях сотрудников отеля (ресторана) могут быть усмотрены признаки противоправного деяния. Однако это касается мест, которые относятся к категории так называемых «общественных».
Что касается производственных помещений общественного питания, в которых осуществляется производство пищевой продукции, то предприниматели в этом плане защищены от журналистов, кроме контролирующих органов. Согласно п. 2.5. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01» в производственных и складских помещениях не должны находиться посторонние лица. Аналогичные требования установлены в других СанПинах в отношении организаций, осуществляющих производство пищевых продуктов. Это связано, в том числе с тем, что посторонние лица не имеют сан книжек, требуемой спец одежды, прохождения техники безопасности и т.д., что может повлиять на сам ход производства.
Относительно служебных (производственных) и подсобных помещений других организаций (отели, магазины и т.д.), то согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлен открытый перечень сведений, режим коммерческой тайны в отношении которых не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в том числе состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом (п. 4 ст. 5 Закона «О коммерческой тайне»). В связи с чем профессиональные журналисты могут при предъявлении соответствующих удостоверений и объявления о фото, аудио, видеозаписи ведения сбора массовой информации потребовать проход в служебные помещения организации (кроме тех, в которых осуществляется производство пищевой продукции), но в целях проверки полученной информации, связанной непосредственно с требуемым помещением. Эти условия закреплены в правах и обязанностях журналистов Закона о СМИ.
В любом случае, если усматриваются признаки злоупотребления журналистом своим правом, данный факт можно обжаловать в органы прокуратуры на предмет соблюдения данным журналистом требований Закона о СМИ.