Вопрос: Компания приобретала химическую продукцию у поставщика из Германии. По независящим причинам (санкции) компания вынуждена была прекратить закупку. На текущий момент на складе остались образцы и остатки товаров, которые нельзя использовать, а также продать. В связи с этим руководство компании приняло решение о списании и утилизации данного товара. Резерв под обесценение не создавался. Можно ли отнести расходы по списанию и утилизации для целей налогообложении прибыли? Как отразить данные операции в бухгалтерском учете?
Ответ: Неликвидные запасы (товары) - это те ТМЦ, которые не используются длительное время. ТМЦ становятся неликвидными также в результате отсутствия на них спроса.
Исходя из условия вопроса, образцы и остаток химических товаров были списаны и утилизированы, в связи с невозможностью их реализации или иного использования.
В бухгалтерском учете затраты на списание неликвидных товаров признаются прочим расходом и относятся в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы".
Неликвидные товары списывают на основании акта о списании, составленного комиссией. Форму акт компания может разработать самостоятельно. При этом форма первичного учетного документа должна содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Согласно НК РФ, расходы на списание товаров и их утилизацию могут быть включены в состав затрат по налогу на прибыль, в частности, в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией и (или) во внереализационные расходы, если будут отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности и документальной подтвержденности.
Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), и внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) является открытым, что позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически оправданные расходы.
Утилизация химической продукции должна проводиться силами специализированных организаций. Затраты на утилизацию (без учета НДС), а также затраты на их перевозку, хранение и другое в бухгалтерском учете включаются в прочие расходы, в налоговом учете - в прочие или внереализационные расходы.
Передача товаров на утилизацию оформляется актом приема-передачи или иным документом, подтверждающим передачу товаров на утилизацию (уничтожение), на основании заключенного договора.
Таким образом, в связи с прекращением взаимоотношений с поставщиком из Германии, по причине введенных санкций, полагаем, что вы можете отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли затраты, связанные со списанием и утилизацией образцов и товаров, при условии их документального подтверждения и соблюдения процедуры утилизации, предусмотренной законодательством РФ.
Дополнительная информация:
Готовое решение: Как учитывать списание неликвидных ТМЦ
Готовое решение: Как учитывать утилизацию товаров (продукции)
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на утилизацию товара, признанного неликвидным ввиду морального устаревания, отсутствия спроса на него и истекшего срока годности. (Письмо Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7862)
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.