Вопрос:
Физлицо купило варочную панель за наличные в магазине. Дома было обнаружено, что панель не подошла по размеру. На следующий день товар хотели вернуть в магазин в состоянии нового, в упаковке, указав, что не подошел размер. В магазине ответили, что панель нельзя вернуть из-за неподходящего размера, только при наличии недостатков. Есть ли какие-то способы сделать возврат варочной панели надлежащего качества?
Ответ:
Вернуть варочную панель, являющуюся технически сложным товаром надлежащего качества, можно в следующих случаях:
1. Продавец не передал вместе с товаром документацию, которая обязательна по закону, а также не удовлетворил просьбу покупателя предоставить такую документацию (ч. 2 ст. 456, ст. 464 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ));
2. На варочную панель установлен гарантийный срок менее 1 года (п. 11 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463)).
В иных случаях технически сложный товар надлежащего качества, приобретенный в стационарном магазине, на который установлен гарантийный срок более одного года, и вместе с которым продавец передал весь комплект документов, вернуть не получится.
Пояснение первого основания для возврата:
Ч. 2 ст. 456 ГК РФ предусматривает, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
А по ст. 464 ГК РФ, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Пояснение второго основания для возврата:
Так, в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров", электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели – это технически сложный товар.
По п. 11 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, входят технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.
А в отношении технически сложных товаров с любым гарантийным сроком, в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
· обнаружение существенного недостатка товара;
· нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
· невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Обоснование:
1.1. Специальные основания для расторжения договора по инициативе покупателя
Односторонний отказ покупателя от договора купли-продажи возможен, в частности, если продавец:
· отказывается передать проданный товар (п. 1 ст. 463 ГК РФ). Но учтите, что договором право покупателя на односторонний отказ может быть заменено на судебный порядок расторжения (абз. 5 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16);
· не передал относящиеся к товару принадлежности или документы и не устранил это нарушение в назначенный покупателем разумный срок, а договор не предусматривает иное последствие этого нарушения (ст. 464 ГК РФ). Несмотря на то, что в ст. 464 ГК РФ говорится о праве покупателя отказаться от товара, такой отказ приведет и к отказу от договора - полностью или в части. Такую позицию можно встретить в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2018 по делу N 305-ЭС17-16171);
· передал товар с существенным нарушением требований к качеству, а покупатель не намерен требовать его замены. Например, в товаре обнаружились неустранимые недостатки либо недостатки, которые выявляются неоднократно или проявляются вновь после их устранения (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Готовое решение: Что нужно знать о расторжении договора купли-продажи
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.