Вопрос:
Применяются ли показания приборов учета коммунальных ресурсов (в квартире, комнате) после истечения межповерочного интервала, если в последующем будет проведена метрологическая поверка, которая подтвердит их исправность?
Ответ:
Законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ). Обеспечение исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника), что следует из ст. ст. 539, 543 Гражданского кодекса РФ.
Приборный метод учета потребленного ресурса является приоритетным (указанная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 22 октября 2019 N 309-ЭС19-18164 по делу N А34-3177/2018).
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов, в том числе периодичности поверки (ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Из положений Закона N 102-ФЗ (пп. 2, 17 ст. 2, п. 1 ст. 5 и ст. 9, п. 1 ст. 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Последствием истечения срока межповерочного интервала является, как правило, применение расчетного способа определения платы. Правила расчета платы зависят от вида коммунального ресурса (п. 28, пп. "б" п. 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, пп. "б" п. 14, пп. "б" п. 22 Правил организации коммерческого учета воды утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, п. 3.9 Правил учета газа, утв. Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 г., потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после окончания срока проверки.
Также из пункта 10 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 г., следует, что проведенная по истечении межпроверочного интервала поверка прибора учета, в результате которой установлено соответствие этого прибора метрологическим требованиям, подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки.
Как показывает сложившаяся судебная практика, перерасчет размера платы может быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета, если потребителем будут представлены доказательства исправности прибора учета, в том числе в период с момента истечения межповерочного интервала (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2024 по делу N 88-10097/2024, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08.05.2024 N 88-9673/2024, Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2025 по делу N 88-8155/2025).
Учитывая вышеизложенное, показания приборов учета коммунальных услуг после истечения межповерочного интервала могут быть применены, если по результатам метрологической проверки будет установлена исправность и корректность работы данного прибора учета. Однако не исключено, что свою правоту придется доказывать в суде.
Обоснование:
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 2024 г. N 3396-ОГ/00 (извлечение)
Вместе с тем отмечаем следующее.
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов, в том числе периодичности поверки (статья 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102)).
Из положений Закона N 102 (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5 и часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
При этом, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 г., потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после окончания срока проверки.
Также из пункта 10 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 г., следует, что проведенная по истечении межповерочного интервала поверка прибора учета, в результате которой установлено соответствие этого прибора метрологическим требованиям, подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2019 г. N 309-ЭС19-18164 (извлечение)
Суд округа указал на то, что в соответствии с положениями пунктов 80, 81 Правил N 354, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным. Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
Иное регулирование данных правоотношений привело бы к не отвечающему общественным интересам росту потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах и тем самым к их перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует, вследствие отсутствия экономических стимулов для установки приборов учета энергетических ресурсов потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке, достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 3 (2020)
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечение)
25. Потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.
ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО СПОРАМ ОБ ОПЛАТЕ НЕУЧТЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, ТЕПЛОВОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОСТАВЛЕННОЙ ПО ПРИСОЕДИНЕННОЙ СЕТИ (извлечение)
10. Проведенная по истечении межповерочного интервала поверка прибора учета, в результате которой установлено соответствие этого прибора метрологическим требованиям, подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2024 г. N 88-23992/2024 (извлечение)
Дело N 2-613/2024
Удовлетворяя требования истца в указанной части в полном объеме, суд первой инстанции не учел, что проведенная по истечении межповерочного интервала поверка приборов учета, в результате которой установлено соответствие этих приборов метрологическим требованиям, подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки, в связи с чем, пришел к преждевременному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности по ХВС, водоотведению согласно представленному истцом расчету.
Определяя размер подлежащего взысканию долга за период с 1 мая 2023 года по 31 мая 2023 года в размере 629,27 руб. суд апелляционной инстанции посчитал правильным определить объем потребленного ресурса за весь указанный период времени, исходя из показаний установленного в нежилом помещении прибора учета воды, соответствие которого метрологическим требованиям после истечения поверочного периода подтверждено документально.
Дополнительная информация:
Готовое решение: Что нужно знать о поверке приборов учета
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.