Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Можно ли использовать метод сопоставимых рыночных цен для обоснования цены контракта на проведение текущего ремонта, заключаемого с единственным поставщиком по п. 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

10.03.2025

Можно ли использовать метод сопоставимых рыночных цен для обоснования цены контракта на проведение текущего ремонта, заключаемого с единственным поставщиком по п. 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ?

Вопрос:

Заказчик проводит закупку работ по текущему ремонту в виде облицовки здания по п. 56 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Может ли заказчик обосновать цену контракта методом сопоставимых рыночных цен (рассылкой запросов ценовой информации)?

 

Ответ:

При закупке у единственного поставщика вы должны определить цену контракта. При этом в ряде случаев необходимо также включить ее обоснование в контракт. Эти случаи перечислены в ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Определить и обосновать цену контракта с единственным поставщиком надо в порядке, который предусмотрен в ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Однако, для закупки по п. 56 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ обоснование цены контракта в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ, не требуется (Письмо Минфина России от 27.05.2020 N 24-01-06/44594).

Использование проектно-сметного метода в целях определения и обоснования НМЦК предусмотрено исключительно в случаях, указанных в ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, к тому же это право заказчика (Письмо Минфина России от 28.02.2020 N 24-01-08/14794).

Учитывая вышеизложенное, заказчик вправе обосновать цену контракта по своему усмотрению, в частности, путем применения метода сопоставимых рыночных цен.

Кроме того, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (Письмо Минфина России от 23.06.2020 N 24-01-08/54017).

 

Обоснование:

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 мая 2020 г. N 24-01-06/44594

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 06.05.2020 по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.

Положениями Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 71-ФЗ) внесены изменения в порядок обоснования закупок, а также в перечень случаев, в которых заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так, часть 3 статьи 18 Закона N 44-ФЗ, устанавливавшая требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта при формировании плана-графика, утратила силу с 01.10.2019.

Согласно части 1 статьи 18 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 71-ФЗ) обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона N 44-ФЗ.

Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279.

При этом нормами Положения не установлено требований к обоснованию НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании плана-графика.

Вместе с тем отмечаем, что НМЦК и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы, услуги должно содержаться в документации об осуществлении закупки (пункт 1 части 1 статьи 50, пункт 1 части 1 статьи 54.3, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 2 части 6 статьи 83, пункт 2 части 6 статьи 83.1, пункт 1 части 1 статьи 87 Закона N 44-ФЗ), а в случае проведения запроса котировок - в извещении о проведении запроса котировок (пункт 1 части 1 статьи 73, пункт 2 части 2 статьи 82.2 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.

Так, согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 71-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 - 32, 34, 35, 37 - 41, 46, 49 части 1 указанной статьи.

Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, не установленных частью 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13 - 17, 19, 20, 21, 24, 25 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50 - 56 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ не требуется.

Вместе с тем частью 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, в случае если нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти установлен порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в сферах деятельности, определенных Правительством Российской Федерации на основании части 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, цена контракта определяется в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов.

Заместитель директора Департамента

Д.А.ГОТОВЦЕВ

 

Вопрос: Об определении и обосновании НМЦК, цены контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). (Письмо Минфина России от 27.05.2020 N 24-01-06/44594)

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 февраля 2020 г. N 24-01-08/14794

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение от 29.01.2020 о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.

Согласно части 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.

Так, положениями части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, проектной документации.

Кроме того, в соответствии с частью 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод может также применяться при определении и обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Учитывая изложенное, использование проектно-сметного метода в целях определения и обоснования НМЦК предусмотрено исключительно в случаях, указанных в частях 9 и 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Таким образом, заказчик вправе не только направлять запросы о предоставлении ценовой информации в рамках применения метода сопоставимых рыночных цен, но и воспользоваться иными источниками получения ценовой информации для определения НМЦК в случае, если такая информация соответствует положениям статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

При этом выбор источников информации, используемой заказчиками при определении НМЦК, является правом заказчика.

Вместе с тем положениями части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы.

В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

При этом необходимо отметить, что применение иных методов для расчета НМЦК не должно противоречить положениям законодательства в сфере контрактной системы.

Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно выбирает метод определения и формирует НМЦК и должен учитывать все факторы, влияющие на цену.

 

Вопрос: О применении методов обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). (Письмо Минфина России от 28.02.2020 N 24-01-08/14794)

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июня 2020 г. N 24-01-08/54017

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части выбора метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении работ по текущему ремонту, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным отметить следующее.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются на основании положений статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.

В соответствии с частью 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК, на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Вместе с тем, положениями части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК, методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае, в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Учитывая изложенное, заказчик вправе определить НМЦК при выполнении работ по текущему ремонту на основании части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения НМЦК, методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ и при наличии обоснования невозможности применения указанных методов.

Заместитель директора Департамента

Д.А.ГОТОВЦЕВ

 

<Письмо> Минфина России от 23.06.2020 N 24-01-08/54017 "О рассмотрении обращения"

 

Дополнительная информация:

Готовое решение: Как рассчитать и обосновать цену контракта с единственным поставщиком

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос