Вопрос:
Может ли лицо, имеющее постоянную регистрацию в муниципальной квартире в Москве, без письменного согласия других постоянно зарегистрированных в ней лиц, оформить ее в собственность в порядке приватизации?
Ответ:
Граждане, занимающие жилые помещения (квартиры) в домах государственного или муниципального жилищного фонда, вправе бесплатно получить их в собственность с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1).
Согласие на приватизацию, равно как и отказ от нее является безусловным правом лиц, занимающих жилое помещение, и не может быть оспорено другими лицами.
Отсутствие согласия на приватизацию жилого помещения всех лиц, занимающих данное жилое помещение, является основанием для отказа в передаче жилого помещения в собственность одного из них.
Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги адрес «Заключение договоров передачи жилых помещений в собственность граждан или собственность адрес (приватизация/деприватизация)» (далее – Регламент N 521-ПП)
В соответствии с п. 2.5.1 указанного Регламента N 521-ПП, предоставление государственной услуги осуществляется на основании следующих документов (сведений), в том числе, согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения заявителя, члена семьи заявителя, иного лица, зарегистрированного в приватизируемом жилом помещении, лица, имеющего право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигшего 14-летнего возраста, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке, или отказ от приватизации занимаемого жилого помещения члена семьи заявителя, иного лица, зарегистрированного в приватизируемом жилом помещении, лица, имеющего право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигшего 14-летнего возраста, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке, оформленные по формам, утверждаемым правовым актом Департамента (Согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения или отказ от приватизации занимаемого жилого помещения лицом, достигшим 14-летнего, но не достигшим 18-летнего возраста, ограниченно дееспособным гражданином представляется с согласия его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном законодательством порядке, от лица, не достигшего 14-летнего возраста, а также недееспособного, представляется его законным представителем или лицом, уполномоченным в установленном законодательством порядке) (п. 2.5.1.1.9.9 Регламента N 521-ПП).
Таким образом, наличие самостоятельного права на приватизацию и независимо от выражения на это мнения других лиц, зарегистрированных в помещении, не основано на законе (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2024 N 33-41414/2024).
Учитывая вышеизложенное и сложившуюся судебную практику, лицо, имеющее постоянную регистрацию в муниципальной квартире в Москве, не сможет оформить на приватизацию без письменного согласия других постоянно зарегистрированных в ней лиц.
Обоснование:
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2024 г. N 33-41414/2024 (выдержка)
77RS0031-02-2024-000259-03
(N дела в суде первой инстанции N 2-2262/2024)
установила:
Разрешая заявленные требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд исходил из того, что по смыслу ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из содержания норм Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что приватизация жилого помещения возможна только при наличии согласия на приватизацию всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласие на приватизацию, равно как и отказ от нее является безусловным правом лиц, занимающих жилое помещение, и не может быть оспорено другими лицами.
Отсутствие согласия на приватизацию жилого помещения всех лиц, занимающих данное жилое помещение, является основанием для отказа в передаче жилого помещения в собственность одного из них.
Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений" утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги адрес "Заключение договоров передачи жилых помещений в собственность граждан или собственность адрес (приватизация/деприватизация).
В соответствии с п. 2.5.1 указанного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется на основании следующих документов (сведений), в том числе, согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения заявителя, члена семьи заявителя, иного лица, зарегистрированного в приватизируемом жилом помещении, лица, имеющего право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигшего 14-летнего возраста, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке, или отказ от приватизации занимаемого жилого помещения члена семьи заявителя, иного лица, зарегистрированного в приватизируемом жилом помещении, лица, имеющего право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигшего 14-летнего возраста, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке, оформленные по формам, утверждаемым правовым актом Департамента (Согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения или отказ от приватизации занимаемого жилого помещения лицом, достигшим 14-летнего, но не достигшим 18-летнего возраста, ограниченно дееспособным гражданином представляется с согласия его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном законодательством порядке, от лица, не достигшего 14-летнего возраста, а также недееспособного, представляется его законным представителем или лицом, уполномоченным в установленном законодательством порядке) (п. 2.5.1.1.9.9 регламента).
Поэтому довод истца о наличии самостоятельного права на приватизацию и независимо от выражения на это мнения других лиц, зарегистрированных в спорном помещении, не основан на законе.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд пришел к выводу, что заявленные требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации за истцом не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствует согласие на приватизацию жилого помещения законного представителя несовершеннолетней Г.В.В.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и мотивами, положенными в основу этих выводов, полагая, что они основаны на правильно установленных фактических обстоятельств дела и верно примененных нормах материального права.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2024 N 33-41414/2024 (УИД 77RS0031-02-2024-000259-03)
ТАГАНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2023 г. по делу N 2-2839/2023
установил:
Истец фио обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес (далее - адрес Москвы), указывая в обоснование своих требований, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу: адрес на основании договора социального найма N 511042167 от 10.04.2008. В данной квартире также проживают третьи лица фио и фио Истец желает воспользоваться своим правом на приватизацию, в связи с чем ею подано соответствующее заявление, однако от ответчика получено решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, основание отказа: отсутствие совместного обращения всех членов семьи, имеющих право на участие в приватизации. Истец указывает, что третье лицо фио выразил свое согласие на участие в приватизации, а третье лицо фио от участия в приватизации уклоняется. На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика ДГИ адрес заключить с С., фио, фио договор приватизации в отношении жилого помещения по адресу: адрес на условиях Департамента.
Обращаясь с настоящим иском к ответчику ДГИ адрес, истец ссылается на то обстоятельство, что является нанимателем спорной квартиры, третье лицо фио согласен на приватизацию квартиры, а третье лицо фио уклоняется от участия в приватизации, в связи с чем отсутствует согласие нанимателя и всех членов его семьи на приватизацию занимаемого жилого помещения. фио обратилась в Департамент с запросом о предоставлении государственной услуги "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда адрес" через адрес Таганский и решением от 20.04.2022 ей отказано в приеме документов в связи с отсутствием подписанного всеми членами семьи нанимателя заявления о приватизации спорной квартиры. Отсутствие согласия на приватизацию от фио не должно нарушать право истца на участие в приватизации, в связи с чем истец просит обязать ответчика заключить с ней и третьими лицами договор передачи спорной квартиры в собственность.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ДГИ адрес ссылается на то, что предоставление государственной услуги по приватизации жилого помещения предоставляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным п. 1.4 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений", который устанавливает исчерпывающий перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов, представляемых заявителем, и содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Учитывая, что истцом был представлен неполный пакет документов, было принято решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Права истца Департаментом не нарушены, поскольку никаких решений в отношении истца ответчиком не принималось, заявление С. было возвращено вместе с пакетом документов адрес Таганский и в адрес Департамента для рассмотрения по существу не поступало. Истец не лишен возможности повторно обратиться в Департамент с аналогичным заявлением после устранения причин, послуживших основанием для отказа в приеме документов для предоставления данной государственной услуги. Кроме того, из представленных документов следует, что фио зарегистрированным в спорном жилом помещении более не значится, а согласие зарегистрированного в квартире фио на приватизацию отсутствует. В связи с изложенным в удовлетворении требований ответчик просит отказать.
Оценивая доводы сторон в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами, представленными доказательствами и требованиями действующего законодательства, суд отмечает, что как следует из содержания ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, приватизация жилья (в данном случае вся квартира - как объект гражданского оборота) не может быть осуществлена при отсутствии согласия (безусловном отказе от совершения сделки) члена семьи нанимателя, либо бывшего члена семьи нанимателя, зарегистрированных в данной квартире.
Между тем, такого согласия фио не дал, в связи с чем, оснований для передачи в порядке приватизации спорной жилой площади в собственность истца и третьих лиц не имеется.
Дополнительная информация:
Ситуация: Как осуществляется приватизация муниципального жилья?
Ситуация: Как приватизировать квартиру?
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.