Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Как учесть реконструкцию малоценного основного средства, числящегося за балансом?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

16.01.2025

Как учесть реконструкцию малоценного основного средства, числящегося за балансом?

Вопрос:

Наша компания произвела реконструкцию малоценного основного средства, числящегося за балансом. Стоимость реконструкции составляет более 100 тыс. рублей. Затраты на реконструкцию планируем отразить как самостоятельное ОС на балансе. Необходимо ли в таком случае восстанавливать с «за баланса» стоимость малоценного ОС на баланс и включать в стоимость реконструкции (первоначальной стоимость ОС)?

 

Ответ:

В бухгалтерском учете организация произвела реконструкцию объекта, относящегося к малоценному основному средству, который числится в качестве несущественного актива за балансом, и в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее ФСБУ 6/2020) с учетом положений учетной политики, списан в расходы.

Нормы ФСБУ 6/2020 не содержат условий о необходимости восстановить в учете ранее списанную в расходы стоимость "малоценного объекта основных средств" в случае проведения работ по его реконструкции.

По нашему мнению, проведение реконструкции малоценного ОС, стоимость которого существенного отличается от стоимости самого объекта МОС, может признаваться в целях бухгалтерского учета самостоятельным инвентарным объектом основных средств и амортизироваться в общем порядке.

Таким образом, восстанавливать в бухгалтерском учете с «за баланса» стоимость малоценного ОС на баланс и включать в стоимость реконструкции (первоначальной стоимость ОС) не требуется.

 

В налоговом учете применяется иной способ учета реконструкции малоценного ОС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Таким образом, если первоначальная стоимость имущества после проведения реконструкции превысит 100 000 рублей, такое имущество следует отнести к амортизируемому и учитывать его стоимость в составе расходов путем начисления амортизации (Письмо Минфина России от 18.01.2021 N 03-03-06/1/2001).

При этом часть стоимости, которая уже была списана ранее на затраты и амортизироваться не может.

Указанный подход означает применение при улучшении МОС нормы п. 2 ст. 257 НК РФ об изменении первоначальной стоимости основных средств в результате их улучшения - во всех приведенных Письмах Минфина России эта норма используется в качестве одного из обоснований необходимости суммировать первоначальную стоимость МОС и затраты на модернизацию.

Срок полезного использования устанавливается по объекту в общем порядке, установленном п. 1 ст. 258 НК РФ. При линейном методе амортизация начисляется исходя из новой первоначальной стоимости и указанного срока (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Амортизация будет начисляться до тех пор, пока остаточная стоимость (которая в данном случае будет равна сумме расходов на реконструкцию) не станет равна нулю либо объект не будет исключен из состава амортизируемого имущества (п. 5 ст. 259.1 НК РФ).

В общем случае амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

По нашему мнению, в рассматриваемом случае амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором стоимость МОС превысила 100 000 руб. Однако в данном случае нет необходимости пересчитывать налоговую базу за прошлые периоды, так как отсутствует факт ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ).

 

Дополнительная информация:

Готовое решение: Как отражать в бухгалтерском учете ремонт и модернизацию компьютера с заменой комплектующих

Вопрос: Как отразить в налоговом учете затраты на модернизацию малоценных основных средств?

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на реконструкцию имущества, первоначальная стоимость которого менее 100 тыс. руб. (Письмо Минфина России от 18.01.2021 N 03-03-06/1/2001)

Вопрос: В 2021 г. компания купила компьютер за 75 000 руб. В налоговом учете эти затраты списали сразу. В сентябре 2023 г. компьютер модернизировали на сумму 60 000 руб. Как поступить с затратами на модернизацию: также списать единовременно или амортизировать, ведь общая стоимость компьютера составит уже больше 100 000 руб.?

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос