Вопрос:
Согласно региональному стандарту (утв. Распоряжением Мингосуправления МО от 21.07.2016 N 10-57/РВ) вход в МФЦ должен быть оборудован рамками металлоискателя. На входах в МФЦ данные рамки установлены таким образом, что мимо них нельзя пройти. За услугами в МФЦ обратился гражданин, которому установлен кардиостимулятор. При этом по медицинским показателям данного устройства не рекомендуется проходить через рамки металлоискателей, поскольку это может привести к сбою настроек. В этой связи гражданин не смог пройти в здание МФЦ и, соответственно, услуги ему не были оказаны. Гражданин утверждает, что МФЦ отказало ему в предоставлении услуг, ограничив в доступе. Насколько правомерны действия МФЦ в сложившейся ситуации и каким образом избежать ее повторения в будущем? Есть ли судебная практика по таким спорам?
Ответ:
Согласно п. 6.5.1 СП 59.13330.2020. (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения). СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) (далее - Правила) проходы, оборудованные рамками металлоискателя, маркируются знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения и информационным указателем о пути следования к ближайшему доступному для данной категории посетителей проходу.
Из указанных Правил следует, что со стороны МФЦ имеются нарушения в части организации беспрепятственного доступа граждан с кардиостимуляторами в здание МФЦ для получения государственных и муниципальных услуг. Соответственно, для устранения этого нарушения МФЦ должно соблюсти требования, установленные п. 6.5.1 Правил (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А33-9749/2022).
Следует отметить, что в судебной практике существует позиция, что при отсутствии возможности альтернативного прохода (входа/выхода из здания) при проходе граждан с кардиостимуляторами рамки металлоискателя должны быть отключены (Решение Советского районного суда города Уфы от 09.09.2024 N 2а-4449/2024 (УИД 03RS0007-01-2023-005011-58).
Обоснование:
"СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) (ред. от 19.09.2024)
6.5.1 Знаком доступности для МГН должны обозначаться:
- стоянки (парковки) транспортных средств;
- зоны предоставления услуг;
- входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках;
- входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения;
- доступные санитарно-бытовые помещения для инвалидов на креслах-колясках;
- доступные гардеробы, примерочные, раздевальные;
- доступные лифты и другие подъемные устройства, доступные для инвалидов на креслах-колясках;
- доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках;
- специальные зоны отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках;
- зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках (на платформах, перронах и т.п.);
- пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций;
- места общего сбора МГН и доступное место в них для сбора инвалидов на креслах-колясках.
В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.
Помещения и места обслуживания, оборудованные стационарной системой обеспечения разборчивости звуковой информации, а также технические средства связи обозначаются по ГОСТ Р 52131.
Проходы, оборудованные рамками металлоискателя, маркируются знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения и информационным указателем о пути следования к ближайшему доступному для данной категории посетителей проходу.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А33-9749/2022
«…В силу пункта 6.5.1 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" проходы, оборудованные рамками металлоискателя, маркируются знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения и информационным указателем о пути следования к ближайшему доступному для данной категории посетителей проходу.
Представленными заявителем материалами прокурорской проверки подтверждено и судом первой инстанции установлено, что при эксплуатации здания аэровокзала "Хатанга" заявителем были допущены нарушения требований в сфере обеспечения социальных прав инвалидов на беспрепятственное передвижение, доступ к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, а именно:
- по состоянию на 18.02.2022 в помещении с массовым пребывание людей (аэровокзал "Хатанга") на основных путях движения напольные указатели не были установлены, что не обеспечивает безопасное передвижение маломобильных граждан, доступ таких граждан к аэровокзальным услугам;
- на входе в здание аэровокзала "Хатанга" тактильная табличка вызова персонала расположена вне предусмотренного места на стене, расположена перпендикулярно дверному проему и дверной ручки, что не обеспечивает доступ людей с нарушением зрения к информации о кнопке вызова персонала;
- по состоянию на 18.02.2021 рамки металлоискателя в зоне контроля аэропорта "Хатанга" не были оборудованы указателями пути следования к ближайшему доступному данной категории посетителей проходу;
- тактильные схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений, по состоянию на 18.02.2021 отсутствовали, что не обеспечивает доступность к сведениям о здании аэровокзала для людей с нарушением зрения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя признаков объективной стороны вменяемого административного правонарушения…»
Решение Советского районного суда города Уфы от 09.09.2024 N 2а-4449/2024 (УИД 03RS0007-01-2023-005011-58)
«…Поскольку пропускной режим через рамку металлоискателя (стационарный металлодетектор) регламентирован для входа в здание в целях обеспечения безопасности находящихся в здании лиц, то при выходе лиц из здания необходимости в его использовании в отсутствие установленных выше обстоятельств не имеется, гражданам должен быть предоставлен беспрепятственный выход из здания.
При этом, факт отсутствия альтернативного выхода из здания Советского РОСП ... ГУФССП по ... свидетельствует о необходимости отключения стационарного металлодетектора для беспрепятственного выхода из здания лица, полагающего возможность причинения ему вреда здоровью.
Одновременные вход в здание и выход из здания нескольких лиц через рамку металлоискателя Положением об организации пропускного режима не предусмотрен и не является целесообразным, не будет отвечать целям надлежащей организации пропускного режима.
Таким образом, действия судебного пристава по ОУПДС Советского РОСП ... ГУФССП по ... Г.Ф. по возложению на К. обязанности при выходе из здания Советского РОСП ... ГУФССП по РБ предоставить медицинские документы, подтверждающие наличие у нее кардиостимулятора для последующего отключения стационарного металлодетектора, не могут быть признаны соответствующими действующему законодательству и ограничивают возможность административного истца беспрепятственного выхода из здания службы судебных приставов при отсутствии угрозы для безопасности окружающих лиц…»
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.