Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:
+7 495 223-06-80
Вправе ли участник закупки, не относящийся к СМП, к которому применены антидемпинговые меры, вместо внесения повышенного размера обеспечения исполнения контракта, предоставить информацию о добросовестном исполнении контрактов?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

31.10.2024

Вправе ли участник закупки, не относящийся к СМП, к которому применены антидемпинговые меры, вместо внесения повышенного размера обеспечения исполнения контракта, предоставить информацию о добросовестном исполнении контрактов?

Вопрос:

Проведена конкурентная закупка не среди участников СМП (данная преференция в извещении не указывалась). К участнику применены антидемпинговые меры в виде необходимости внесения повышенного размера обеспечения в связи со снижением цены более чем на 25% НМЦК. В извещении о закупке размер обеспечения указан 10%. Должен ли участник вносить обеспечение в размере, превышающем 10%? Если да, то может ли данный участник не СМП внести обеспечение в размере 10% деньгами или банковской гарантией, а вместо повышенного размера, предоставить информацию о добросовестном исполнении контрактов?

 

Ответ:

Если проводился электронный конкурс или электронный аукцион и участник снизил НМЦК на 25% и более (предложил сумму цен единиц товара, работы, услуги на 25% и более ниже начальной суммы этих цен), требуйте от него обеспечения исполнения контракта в повышенном размере. Оно должно быть в полтора раза больше установленного в извещении, но не менее 10% от НМЦК и не менее размера аванса (при наличии) (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Если НМЦК не превышала 15 млн руб., вместо увеличения обеспечения участник может представить информацию из реестра контрактов об исполненных контрактах для подтверждения своей добросовестности вместе с обеспечением исполнения контракта в размере, установленном в извещении (ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Участник считается добросовестным, если в течение трех лет до даты подачи заявки он исполнил три контракта (с учетом правопреемства) без применения к нему неустоек (штрафов, пеней). Цена одного из них должна составлять не менее 20% от НМЦК.

Таким образом, участник, признанный победителем, который снизил НМЦК на 25% и более может предоставить обеспечение в виде денег или банковской гарантии в размере, указанном в извещении, а вместо повышенного обеспечения представить сведения о добросовестности, при условии, что НМЦК не превышала 15 млн. руб. Если НМЦК была выше данной суммы, то участник не вправе воспользоваться данным правилом, обеспечение должно быть предоставлено в виде денег или банковской гарантии в повышенном размере.

Данный вывод подтверждается сложившейся практикой УФАС России. К примеру, смотрите Решение Ростовского УФАС России от 29.08.2022 N 061/06/51-2080/2022, Решение ФАС России от 02.12.2022 по делу N 22/44/104/460 (см. в обосновании ниже).

В остальных случаях, возможность предоставления сведений о добросовестности (выполнении трех контрактов) вместо внесения денежных средств или предоставления банковской гарантии установлена только при закупках среди участников СМП и СОНКО.

 

Обоснование:

 

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

 

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

В Ростовское УФАС России поступила жалоба АО "П" в лице УФПС РО на действия ГКУ РО "СА".

Согласно доводу жалобы, по мнению Заявителя, Заказчик неправомерно признал АО "П" в лице УФПС РО уклонившимся от заключения контракта, в нарушении ст. 51 Закона.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Согласно "Извещению о проведении аукциона в электронной форме" N 0858500000422000032:

-установлены дата и время окончания подачи заявок - 09.08.2022 09:00 (МСК);

-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 9500000,00 рублей;

Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 01.08.2022 размещено извещение к электронному аукциону.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0858500000422000032 от 10.08.2022:

- на участие в электронном аукционе подано 3 заявки. Заявитель признан победителем в аукционе с предложенной ценой за единицу услуги 97,63 руб. (заявка N 111712076).

В установленный Законом срок, 12.08.2022, Заказчик разместил проект Контракта в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направил АО "П" в лице УФПС РО.

При формировании извещения, Заказчик указал размер обеспечения исполнения контракта - 950 000 руб., что составляет 10% от НМЦ контракта. Однако, в ходе проведения электронного аукциона, АО "П" в лице УФПС РО снизило цену за единицу услуги на 26,01%.

В связи с данным снижением, АО "П" в лице УФПС РО должно предоставить обеспечение исполнение контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника.

Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что АО "П" в лице УФПС РО, при подписании проекта контракта 19.08.2022 предоставило независимую банковскую гарантию, выданную ПАО "СБ" (N 42/0000/0000/523-208 от 17.08.2022) на сумму 950 000 руб., однако, не представило информацию, подтверждающую его добросовестность согласно ст. 37 Закона, в связи с чем, Заказчик 22.08.2022 признал его уклонившимся от заключения контракта.

На основании изложенного следует, что Заказчик правомерно признал уклонившимся от подписания контракта АО "П" в лице УФПС РО.

Таким образом, Комиссия Ростовского УФАС России признает жалобу АО "П" в лице УФПС РО необоснованной.

 

Решение Ростовского УФАС России от 29.08.2022 N 061/06/51-2080/2022 (выдержка).

 

Из представленных материалов и информации следует, что 17.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на поставку моющих средств (Реестровый номер 2023.019249)" (извещение N 0352300021023000021 с начальной максимальной ценой контракта 25 540,62 руб.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 27.03.2023 наименьшее ценовое предложение подано участником закупки с идентификационным номером 113825896 (ООО "Г") - 15 451,53 (снижение НМЦК составило 39,50%).

Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 27.03.2023 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 5 участников закупки, заявка одного участника с идентификационным номером 113825896 (ООО "Г") была признана соответствующей требованиям извещения, ООО "Г" признано победителем.

Согласно пунктам 8.1, 8.2 раздела 8 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта:

"8.1. Поставщик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в размере 5% цены Контракта.

8.2. В случае, если предложенная Поставщиком цена Контракта снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, Поставщик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в соответствии со статьями 96 и 37 Федерального закона о контрактной системе в размере 1158,86 руб.".

Также извещением и проектом контракта предусмотрена возможность предоставления независимой гарантии или внесение денежных средств на счет заказчика, или предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающих исполнение подрядчиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).

Учитывая, что при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств, победителем была предложена цена контракта, сниженная на 39,50% от общей начальной цены лота, следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе ООО "Г" при подписании проекта контракта должно было предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона о к контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки.

Комиссией установлено, что в сроки, регламентированные частями 3 и 4 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, ООО "Г" представило 30.03.2023 в 11:54 час. (МСК) протокол разногласий, заказчиком 30.03.2023 в 12:39 час. (МСК+3) был направлен победителю доработанный проект контракта.

В нарушение требований части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе ООО "Г" в сроки, регламентированные указанной нормой (по 31.03.2023 включительно), не подписало проект контракта и не разместило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, или в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе не предоставило информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

 

Решение Омского УФАС России от 10.04.2023 N 055/10/104-396/2023 (выдержка).

 

Дополнительная информация:

Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур

Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос