Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:
+7 495 223-06-80
У некоммерческой организации в ЕГРЮЛ указан недостоверный адрес. Какая ответственность для руководителя НКО за это предусмотрена?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

17.10.2024

У некоммерческой организации в ЕГРЮЛ указан недостоверный адрес. Какая ответственность для руководителя НКО за это предусмотрена?

Вопрос:

Есть некоммерческая организация. У неё адрес не актуальный - не соответствует тому, который указан в ЕГРЮЛ. Какие последствия внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений для руководителя некоммерческой организации? Может ли руководитель некоммерческой организации быть дисквалифицирован за недостоверные сведения?

 

Ответ:

Записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе в отношении некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок госрегистрации (далее - НКО), не вносятся (Вопрос-ответ // ФНС России: официальный сайт, раздел "Часто задаваемые вопросы". 2023. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения: 14.03.2023).)

При этом, при наличии у регистрирующего органа сведений, что адрес НКО является недостоверным, к НКО применяется специальный порядок, предусмотренный Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон об НКО)

Так, в соответствии с абз. 1 п. 7 ст. 32 Закона об НКО, НКО обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Согласно п. 10 ст. 32 Закона об НКО неоднократное непредставление НКО в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации НКО (Письмо ФНС России от 28.12.2017 N ГД-4-14/26803@).

Таким образом, если сведения об адресе НКО в ЕГРЮЛ окажутся недостоверными, НКО может быть ликвидировано по требованию регистрирующего органа в судебном порядке.

Дисквалификация руководителя - административное наказание, которое применяется только за правонарушения, установленные КоАП РФ. Перечень составов, предусматривающих такой вид наказания, достаточно широк (ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ). Однако ответственность в виде дисквалификации за непредставление или представление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ предусмотрена только в случае, если такое административное правонарушение совершено повторно (ч. 4, ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

 

Обоснование:

 

"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023

Вопрос: Возможно ли внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений в отношении некоммерческой организации со специальным порядком государственной регистрации?

Ответ: Нет. Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности, учредителе, адресе в отношении некоммерческой организации со специальным порядком государственной регистрации, в том числе на основании представления заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ (форма N Р34001), заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, (форма N Р34002), возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (форма N Р38001), регистрирующим органом не осуществляется.

Источник:

Статья 2, пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Статья 13.1, статья 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Приказ ФНС России от 28 декабря 2022 г. N ЕД-7-14/1268@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, а также формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".

Письмо ФНС России от 28.12.2017 N ГД-4-14/26803@ "О внесении записи о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений в отношении некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации".

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 декабря 2017 г. N ГД-4-14/26803@

Федеральная налоговая служба в связи с наличием информации о случаях внесения записи о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений в отношении некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ с учетом установленного Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ определено, что уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 указанного Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

Исключений из правил о специальном порядке государственной регистрации некоммерческих организаций относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений законодательство не устанавливает.

При этом абзац первый пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, закон предусматривает специальные правовые последствия необеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.

Учитывая вышеизложенное, Федеральная налоговая служба указывает на недопустимость внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении юридических лиц, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.

 

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

(часть 5 введена Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос