Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Засчитывается ли в общий медицинский стаж время работы в коммерческой медицинской организации?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

10.02.2015

Засчитывается ли в общий медицинский стаж время работы в коммерческой медицинской организации?

Вопрос:
В государственное бюджетное учреждение здравоохранения принят на работу медицинский работник. Предыдущее место работы данного работника – коммерческая организация – медицинский центр, работающий по лицензии на медицинскую деятельность, где данный работник работал так же медработником. В соответствии с коллективным договором  учреждение выплачивает надбавку за стаж непрерывной работы в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях здравоохранения. Засчитывается ли в медицинский стаж и в общий стаж работы в медицинских учреждениях время, отработанное в коммерческом медицинском центре?
Ответ:
Ранее порядок определения размера надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, категории медицинских работников, которым полагаются такие надбавки, а также порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок был установлен п. 6 Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.99 г. N 377, который утратил силу.
В настоящее время согласно п.3 Указа Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» на средний и младший медицинский персонал распространены действующие надбавки за продолжительность непрерывной работы (до 30 процентов к должностным окладам). В силу п. 5 данного Указа определение размера надбавки осуществляется Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и занятости населения РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 ввело с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, и утвердило Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.
В п. 9 указанного Постановления указано, что федеральным государственным органам по согласованию с Минздравсоцразвитием РФ необходимо утвердить условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера), вводимых с 1 декабря 2008 г.
В свою очередь Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. N 818 утвержден Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в указанных учреждениях, которые предусматривают в качестве выплаты стимулирующего характера выплату за стаж непрерывной работы (выслугу лет) и устанавливают, что при введении новых систем оплаты труда работников данных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда и конкретизируются в трудовых договорах работников.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. N 818 указан исчерпывающий перечень выплат стимулирующего характера:
1.     Выплаты за интенсивность й высокие результаты работы.
2.     Выплаты за качество выполняемых работ.
3.     Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
4.     Премиальные выплаты по итогам работы.
Поскольку указанные нормативные документы детально не регламентируют порядок расчета и начисления стимулирующих выплат, он определяется положениями локальных актов работодателя или коллективными договорами, соглашениями  и т.д.
Как указано в тексте вопроса, в соответствии с коллективным договором учреждение выплачивает надбавку за стаж непрерывной работы в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях здравоохранения.
Отметим, что Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предусматривает такого понятия как «учреждение здравоохранения». В нем используется термин «медицинская организация», к которой отнесено юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения данного Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях данного Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" выделены государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
Государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти;
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Муниципальную систему здравоохранения составляют:
1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. N 529н, вступившим в силу 18 октября 2013 г., утверждена номенклатура медицинских организаций, предусматривающая медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Если рассматривать такой аспект, как организационно-правовая форма компании, то в соответствии с нормами ст. 123.21, 123.22 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Таким образом, учредителем может быть не только государство или муниципалитет, но и граждане или юридические лица. При этом учреждение в любом случае является некоммерческой организацией.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться положениями коллективного договора  вашего учреждения.
Если в нем содержится определение термина «учреждение здравоохранения», необходимо руководствоваться данным определением.
В частности коллективным договором к «учреждениям здравоохранения» отнесены только медицинские организации, входящие в систему государственную и муниципальную систему здравоохранения, то стаж указанного в вопросе работника в ЗАО, для установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения следует исчислять со дня приема на работу в ФГБУЗ.
Если коллективный договор не содержит конкретного определения термина «учреждение здравоохранения»,, то в трактовке Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" это понятие следует рассматривать в более широком смысле и включать в него все медицинские организации, которые соответствуют требованиям данного закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов, в том числе относящиеся к частной системе здравоохранения.
Если же ориентироваться только на «учреждение» как организацию соответствующей организационно-правовой формы, то на наш взгляд, это ограничивает права работников других медицинских организаций (в том числе государственного и муниципального сектора), а соответственно является дискриминацией.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос