Линия консультаций: +7 495 223-06-80
Специальная оценка рабочих мест: если потенциально вредных и опасных факторов на рабочих местах не выявлено?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

28.01.2015

Специальная оценка рабочих мест: если потенциально вредных и опасных факторов на рабочих местах не выявлено?

Вопрос:
ЕСЛИ КОМИССИЯ НЕ ВЫЯВИЛА потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах нужно ли привлекать специализированную организацию для проведения специальной оценки рабочих мест (В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 426-ФЗ  «В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся»).
Ответ:
С 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». В связи с этим в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 4 ст. 10, ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Закон N 426-ФЗ), п. 8 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н, если на рабочих местах  комиссией не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель посылает в инспекцию государственную труда по месту своего нахождения.
Статьей 27 Закона N 426-Ф1 установлены переходные положения. В частности, если с 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то специальную оценку условий труда можно не проводить в течение 5 лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев, когда возникают обстоятельства, являющиеся причиной для проведения внеплановой оценки условии труда.
Идентификация потенциально опасных и вредных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на «обычных», не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426, рабочих местах.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 закона (п.2 ст.10 Закона N 426).
В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 закона.
В соответствии с п.3 ст.12 Закона N 426 исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ спец. оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Такие организации должны отвечать требованиям ст. 19 данного Закона.
Таким образом, специализированные организации привлекаются к специальной оценке условий труда только тогда, когда появятся основания к проведению такой оценки.
Если эксперт организации, проводящий специальную оценку, подтвердит, что рабочие места безопасны и измерять вредные факторы необходимости нет, условия труда на рабочих местах признаются допустимыми.
Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда автоматически продлевается на следующие пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 руб. до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 су ток.
С 01.01.2015 вступает в действие ст. 14.54 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ, которая устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка проведения специальной оценке условий труда, допущенное организацией, проводившей оценку. Согласно этому же Федеральному закону с 01.01.2015 вступает в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос