Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:
+7 495 223-06-80
Возможно ли привлечение работника к дисциплинарной ответственности за некорректное и грубое общение с коллегами или клиентами?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

21.08.2024

Возможно ли привлечение работника к дисциплинарной ответственности за некорректное и грубое общение с коллегами или клиентами?

Вопрос:

Как привлечь к дисциплинарной ответственности работника за некорректное общение с клиентами и коллегами?

 

Ответ:

Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) не содержит, ни требований к поведению сотрудника, ни норм, прямо предусматривающих право работодателя привлекать работников к дисциплинарной ответственности за грубость и хамство. Однако есть общие нормы.

Так, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину.

Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

То есть ТК РФ позволяет обязать работников соблюдать установленные правила поведения (среди которых может быть правило о корректном поведении, запрете хамства и оскорблений). Для этого, необходимо разработать соответствующие правила поведения, закрепить их во внутреннем локальном акте, затем утвердить и ознакомить работников с ним под подпись. К примеру, соответствующим разделом можно дополнить правила внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине работника, в том числе установленных внутренними локальными актами.

Таким образом, привлечь работника к дисциплинарной ответственности за некорректное поведение на рабочем месте в отношении коллег и клиентов правомерно в случае, когда ЛНА, должностной инструкцией и (или) трудовым договором предусмотрена обязанность по уважительному отношению к другим работникам организации и (или) клиентам. Порядок привлечения к ответственности установлен ТК РФ.

Так, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение (в форме электронного документа - если используется электронный документооборот, объяснение в форме электронного документа или в иной форме - у дистанционного работника). Получение объяснений в устной форме, в том числе по телефону, недопустимо. Если по истечении двух рабочих дней работник не предоставил указанное объяснение, работодатель составляет соответствующий акт. При этом непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. ст. 22.1, 22.3, ч. 1, 2 ст. 193, ст. 312.3 ТК РФ; Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 28.09.2021 N ТЗ/5079/10-34661-ОБ/18-1297).

На основании представленного объяснения работника или акта о непредоставлении объяснений работодатель издает приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания и объявляет его работнику, по общему правилу, под подпись в течение трех рабочих дней со дня его издания не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под подпись, работодатель составляет соответствующий акт. Ознакомление с приказом (распоряжением) дистанционного работника осуществляется либо в письменной форме, в том числе под роспись, либо путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником, либо в иной форме. Если используется электронный документооборот, то ознакомление может осуществляться в электронной форме (ст. ст. 22.1, 22.3, ч. 6 ст. 193, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ).

 

Дополнительная информация:

Вопрос: Как привлечь работника к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)

Ситуация: В каких случаях работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание? ("Электронный журнал "Азбука права", 2024)

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос