12.09.2023
Вопрос:
Как списать основные средства и незавершенные капвложения (с последующей утилизацией), находящиеся на хранении у сторонней организации?
Ответ:
Особенностей списания основных средств и незавершенных капвложений, с последующей утилизацией, находящихся на ответственном хранении в сторонних организациях не предусмотрено. Необходимо применять общий порядок, так как при передаче по договору ответственного хранения объект остается на балансе собственника (статья 886 ГК РФ).
Обоснование:
Объект основных средств, который выбывает или становится не способен приносить экономические выгоды в будущем, списывают с бухгалтерского учета. Его балансовую стоимость и затраты на выбытие относят в уменьшение поступлений от выбытия (при их наличии). Полученная разница признается прочим доходом (прочим расходом) периода, в котором списывается объект основных средств.
Утилизацией обычно называют ликвидацию, в ходе которой получают материальные ценности, которые сдаются для последующей переработки специализированным организациям или используются внутри организации. Ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств, проводят по решению руководителя организации, основанному на заключении специальной комиссии. Решение оформляют приказом
В бухгалтерском учете балансовую стоимость незавершенных капитальных вложений в ОС и затраты на их выбытие относят на уменьшение поступлений от выбытия (при наличии). Полученную разницу признают доходом или расходом периода, в котором списывают незавершенные капитальные вложения.
Затраты на демонтаж, утилизацию объектов незавершенных капитальных вложений и восстановление окружающей среды признаются расходами периода, в котором были понесены, за исключением случаев, когда в отношении этих затрат ранее было признано оценочное обязательство. (п. 22 ФСБУ 26/2020). Эта разница включается в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В налоговом учете ликвидацию, утилизацию и демонтаж ОС учитывайте одинаково: остаточную стоимость и услуги подрядчиков включите в расходы, рыночную стоимость оставшихся запчастей, металлолома и другого вторсырья - в доходы (ст. ст. 250, 265 НК РФ).
Оборудование, которое не вводилось в эксплуатацию, не относится к амортизируемому, поскольку амортизация по нему не начислялась. Списывайте его как прочее имущество (п. 4 ст. 259 НК РФ). Порядок признания расходов при списании такого оборудования зависит от причины его выбытия.
При ликвидации списать в расходы его стоимость нельзя. Во внереализационных расходах можете учесть только расходы на его ликвидацию, например расходы на его демонтаж, вывоз (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
При продаже такого оборудования можете уменьшить доходы от продажи на его стоимость и на расходы, связанные с реализацией. Если вы получили убыток от продажи, то учтите его единовременно в полном объеме при расчете налоговой базы по прибыли (пп. 2, 3 п. 1, п. 2 ст. 268 НК РФ).
Дополнительная информация:
· Готовое решение: Когда и как по правилам ФСБУ 6/2020 надо списать с бухгалтерского учета основное средство
· Готовое решение: Как учесть списание незавершенных капитальных вложений в основные средства при применении ФСБУ 26/2020
Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».
Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.