Вопрос:
При проведении проверки в нашей организации органом ПФР возникла спорная ситуация. В 2013г. в марте месяце сотруднику была оказана единовременная материальная помощь в связи со стихийными бедствиями в сумме 50 000 рублей. Согласно ст.9 212-ФЗ выплата не подлежит налогообложению. В 2013г. в июне месяце этот же сотрудник получает материальную помощь, оказываемую работодателем своим работникам (прописана в положение об оплате труда к отпуску) в которой не подлежит налогообложению 4 000 рублей. Проверкой было сделано замечание, что если была сделана скидка по налогообложению на 50 000 рублей, то на 4 000 рублей сотрудник не имеет право. Правильно ли это? Просим помочь разобраться в данной ситуации.
Ответ:
В ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ред. от 02.04.2014) предусмотрены следующие основания для освобождения от обложения страховыми взносами сумм материальной помощи, выплачиваемых работникам:
- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации (пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка (пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ);
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Отметим, что указанные основания описывают различные ситуации - у них различные основания для выплаты, различный субъектный состав и ограничения. В связи с этим нам представляется логичным рассматривать их как самостоятельные основания для освобождения от обложения страховыми взносами. Иная позиция повлечет ущемление прав плательщиков страховых взносов.
На наш взгляд именно такая позиция отражена в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985:
«Пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы не начисляются на суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.
Кроме того, согласно пункту 11 части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ и подпункту 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период».
Таким образом, на наш взгляд, страховыми взносами не облагается единовременная материальная помощь, указанная в п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Материальная помощь, выплачиваемая работникам в иных случаях, не облагается взносами при условии, что ее сумма составляет не более 4 тыс. руб. на одного работника за расчетный период (календарный год) (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
17.06.14