Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Можно ли штрафовать за порчу гостиничного имущества?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

20.07.2022

Можно ли штрафовать за порчу гостиничного имущества?

Вопрос:

Организация оказывает гостиничные услуги. Постояльцами периодически наносится ущерб гостиничному имуществу, в том числе инвентарю (например, порча и кража постельного белья, полотенец, мебели).

Можно ли взимать штраф за такой ущерб?  Нужно ли обосновывать размер ущерба?

 

Ответ:

Действующее законодательство не устанавливает размеры штрафов за такой ущерб. Организация не вправе штрафовать постояльцев в случае причинения ими ущерба имуществу организации. Взыскать сумму ущерба с постояльцев можно только в судебном порядке.

При этом в случае обращения с иском о взыскании убытков организации необходимо доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения постояльца, причинную связь между поведением постояльца и наступившим вредом. Отсутствие одного из перечисленных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

Так сам по себе акт осмотра номера, из которого установлен факт причинения ущерба, составленный после выезда отдыхающего из номера и в его отсутствие (в одностороннем порядке сотрудниками гостиницы) в отсутствие иных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что именно отдыхающий совершил вменяемые ему противоправные действия, причинившие ущерб гостинице, к таким доказательствам, отнесен быть не может.

Однако, вы можете предусмотреть в договоре залоговый (депозитный) платеж, подлежащий возврату постояльцу по окончании его пребывания в гостинице. В этом случае из указанного платежа можно будет удержать во внесудебном порядке (на основании заключенного договора) сумму причиненного ущерба (например, рыночную стоимость испорченного имущества). Однако сумма такого удержания ограничивается размером внесенного депозита.  При этом необходимо учитывать, что размер ущерба потребитель может оспорить в судебном порядке.

 

Обоснование:

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).

На основании статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами статьи 15 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ ", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Как было указано в  Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 88-5171/2022 по делу N 2-728/2021 сам по себе акт осмотра номера, из которого установлен факт причинения  ущерба, составленный  после выезда отдыхающего из номера, в его отсутствие, в одностороннем порядке сотрудниками гостиницы, в отсутствие иных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что именно отдыхающий  совершил вменяемые ему противоправные действия, причинившие ущерб гостинице, к таким доказательствам, отнесен быть не может.

Согласно пункту 34 "Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации", утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853, потребитель несет ответственность и возмещает реальный ущерб в случае нарушения обязательств по договору, а также утраты или повреждения по его вине имущества гостиницы в соответствии с законодательством Российской Федерации и данными Правилами.

 

Дополнительная информация:

·         Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 88-5171/2022 по делу N 2-728/2021

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос