Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Конфликт интересов между ООО и Председателем комиссии.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

17.07.2020

Конфликт интересов между ООО и Председателем комиссии.

Вопрос:

ООО. Работник подал Председателю комиссии по конфликту интересов уведомление о возможном конфликте интересов. Как дальше решается вопрос о наличие/отсутствие конфликта интересов. Кто принимает решение и какими они могут быть (если возможно примеры) в случаи принятием комиссией по КИ решения о наличии такового.

Ответ.

В связи с тем, что нормативно вопрос о порядке определения наличия/отсутствия конфликта интересов, а также о процедуре принятия решения, работы комиссии и иные вопросы по предмету запроса, не урегулирован, указанные положения должны быть закреплены в локальном акте организации (ООО). При принятии данного локального акта можно руководствоваться положениями Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 Министерством труда РФ, в которых в том числе есть описание типовых ситуаций конфликтов и возможные способы их урегулирования.

При наличии данного локального акта в организации, при рассмотрении указанных в запросе ситуаций необходимо руководствоваться его положениями.

Обоснование.

В действующем законодательстве понятие конфликта интересов используется преимущественно в нормативных актах, которые посвящены антикоррупционной деятельности в отношении служащих государственного или муниципального аппарата.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") дано следующее определение понятия "конфликт интересов":

- ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Одновременно частью 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено определение понятию "личная заинтересованность":

- возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Так как нам неизвестно, есть ли соответствие указанной выше норме пп. 3 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" в ситуации, указанной в запросе, поэтому в своем ответе мы исходим из общих положений для коммерческих организаций, не попадающих под это исключение.

В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ:

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Министерством труда РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 (далее - Рекомендации).

Согласно положений данных рекомендаций конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей или возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и/или деловой репутации организации.

В Приложении №4 к Рекомендациям приведены типовые ситуации конфликтов и возможные способы их урегулирования:

- участие работника в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность;

- участие работника в принятии кадровых решений в отношении вышеуказанных лиц;

- намерение выполнять оплачиваемую работу в другой организации, имеющей деловые отношения с организацией, где работает работник, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом;

- работник организации уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений с другой организацией, от которой ему поступает предложение трудоустройства;

- иные ситуации конфликта интересов.

Таким образом, в организации может быть принят локальный акт о принятии меры по предупреждению коррупции, с которым сотрудники организации должны быть ознакомлены.

Урегулирование конфликта интересов может осуществляться различными способами, например, посредством:

- усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;

- отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;

- ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;

- перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;

- предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.

Таким образом, в связи с тем, что нормативно вопрос о порядке определения наличия/отсутствия конфликта интересов, а также о процедуре принятия решения, работы комиссии и иные вопросы по предмету запроса для коммерческих организаций, не урегулирован, указанные положения должны быть закреплены в локальном акте организации (ООО). При принятии данного локального акта можно руководствоваться положениями Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 Министерством труда РФ, в которых в том числе есть описание типовых ситуаций конфликтов и возможные способы их урегулирования.

При наличии данного локального акта в организации, при рассмотрении указанных в запросе ситуаций необходимо руководствоваться его положениями.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос