Вопрос:
Организация (Арендатор) арендует помещение в Торговом центре под розничный магазин (торговля мебелью, матрасами, подушками , в ходе ее деятельности скапливаются отходы (картонные коробки политиэленовые пакеты), Арендатор данные отходы вывозит самостоятельно своими силами без заключения договора со специализрованной организацией. Обязан ли Арендатор в соответствии с п. 4. ст. 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об отходах производства и потребления"заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления ? Если да, то какая административная ответственность для арендатора может наступить?
Ответ:
Считаем, что договор на обращение с ТКО должен заключаться с собственником ТКО, в рассматриваемом случае - с арендатором помещения в торговом центре.
Однако, по нашему мнению, арендатор вправе уполномочить иное лицо на данные действия (например арендодателя путем указания всех необходимых условий в договоре аренды).
Кроме того, юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения ТКО — объектов размещения ТКО (объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов), расположенных в границах земельного участка, на котором образуются такие ТКО, или на смежном к нему земельном участке, вправе не заключать договор с региональным оператором (6 ст. 24.7 ФЗ №89-ФЗ).
Следует отметить, что за отсутствие договора лицо, в результате деятельности которого образуются ТБО, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Между тем, нами обнаружено Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ, в котором сказано, что «Следует также учитывать, что юридические лица могут самостоятельно осуществлять раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию либо заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО».
Однако практики применения данных норм и каких-либо дополнительных разъяснений по указанному в запросе вопросу нами не обнаружено, мы полагаем, что для исключения рисков привлечения к административной ответственности по ст. 8.2.КоАП РФ, ваша организация может обратиться за соответствующими разъяснениями в уполномоченный орган.
Обоснование:
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Далее ФЗ №89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Статьей 1 ФЗ №89-ФЗ дано определение твердым коммунальным отходам.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пп. "в" п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Однако при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены Правилами для заключения указанного договора (п. 8 (2) Правил).
Понятие «пользователь» в Правилах не раскрыто. Полагаем, что под термином «пользователь» подразумевается, в частности, арендатор помещения в здании, строении, сооружении.
Исходя из изложенного считаем, что договор на обращение с ТКО должен заключаться с собственником ТКО, в рассматриваемом случае - с арендатором помещения в торговом центре.
Однако, как следует из указанных норм, по нашему мнению, арендатор вправе уполномочить иное лицо на данные действия (например арендодателя путем указания всех необходимых условий в договоре аренды).
Вместе с тем юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения ТКО — объектов размещения ТКО (объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов), расположенных в границах земельного участка, на котором образуются такие ТКО, или на смежном к нему земельном участке, вправе не заключать договор с региональным оператором (6 ст. 24.7 ФЗ №89-ФЗ).
Следует отметить, что за отсутствие договора лицо, в результате деятельности которого образуются ТБО, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления:
1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Между тем, нами обнаружено Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ, в котором сказано, что «Следует также учитывать, что юридические лица могут самостоятельно осуществлять раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию либо заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО».
Однако практики применения данных норм и каких-либо дополнительных разъяснений по указанному в запросе вопросу нами не обнаружено, мы полагаем, что для исключения рисков привлечения к административной ответственности по ст. 8.2.КоАП РФ, ваша организация может обратиться за соответствующими разъяснениями в уполномоченный