Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Нормативные правовые документы для разрешения использования результатов интеллектуальной деятельности.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

14.04.2020

Нормативные правовые документы для разрешения использования результатов интеллектуальной деятельности.

Вопрос:

Существуют ли какие-либо нормативные правовые документы, предусматривающие необходимость получения разрешения учредителя (федерального органа исполнительной власти) при совершении сделки её подведомственной организации по использованию результатов интеллектуальной деятельности (отчуждение/лицензионные договора)?

И второй вопрос - законно ли заключение договоров отчуждения и лицензионных договоров подведомственной организацией при сделках с РИД, созданных на собственные деньги; при сделках с РИД, созданных при выполнении государственного контракта?

Ответ:

1)        Анализ норм законодательства, регулирующих деятельность бюджетных, в том числе научных, учреждений, позволяет сделать вывод об отсутствии в законодательстве особых правил распоряжения учреждением интеллектуальными правами.

Необходимость получения разрешения учредителя (федерального органа исполнительной власти) при совершении подведомственным ему ФГБУ сделки по использованию результатов интеллектуальной деятельности законодательно не установлена.

В настоящий момент правовой режим РИД бюджетных учреждений в сфере науки определяется общими положениями части четвертой ГК РФ. Применительно к бюджетным учреждениям действуют лишь общие ограничения по распоряжению имуществом учреждения, установленные Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (в частности, согласно п. 13 ст. 9.2 данного закона необходимо получение согласия на совершение крупной сделки; согласно абз. 3 п. 3 ст. 27 указанного закона необходимо одобрение сделки в случае конфликта интересов).

2)        По нашему мнению, учреждение вправе свободно распоряжаться РИД, созданным им в процессе его деятельности, когда РИД создан не по государственному контракту.

В случае, когда РИД создан при исполнении государственного контракта, следует учитывать содержание государственного контракта и нормы ст. 1297 и ст. 1298 ГК РФ.

Если создание РИД не являлось предметом государственного контракта, и государственный контракт не устанавливает специальных условий в отношении РИД, созданных подрядчиком в ходе его исполнения, учреждение вправе свободно распоряжаться созданным РИД.

Если создание РИД являлось предметом государственного контракта, но согласно условиям контракта исключительное право на созданный РИД принадлежит учреждению, данному учреждению необходимо учитывать, что государственный заказчик вправе потребовать предоставления указанному им лицу безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование соответствующего РИД.

При этом учреждение не ограничено в своем праве предоставить аналогичную возмездную лицензию другому лицу (лицам).

В отношении возможности отчуждения исключительных прав на соответствующий РИД, создание которого являлось предметом госконтракта, полагаем, что после предоставления безвозмездной лицензии на использование РИД по требованию государственного заказчика (в случае, если предоставленная лицензия не ограничена по сроку) учреждение праве произвести отчуждение исключительных прав на данный РИД, поскольку в силу ч. 7 ст. 1235 ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.

До момента получения соответствующего требования от государственного заказчика не рекомендуем производить отчуждение исключительного права, поскольку в этом случае учреждение не сможет выполнить требование государственного заказчика о предоставлении безвозмездной лицензии. Либо следует запросить согласие государственного заказчика на отчуждение исключительных прав на РИД.

Обоснование:

1) Как следует из предоставленных пояснений, в вопросах речь идет о совершении сделок в отношении результатов интеллектуальной деятельности (РИД) Федеральным государственным бюджетным учреждением (ФГБУ). Нами проанализированы нормы законодательства, регулирующие деятельность бюджетных, в том числе научных, учреждений.

Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (далее – Закон) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными нормативными правовыми актами и уставом.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует для бюджетного учреждения государственные задания, а финансовое обеспечение выполнения государственного осуществляется в виде субсидий из бюджета.

Как определено п. 9 ст. 9.2 Закона, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Собственником имущества ФГБУ является Российская Федерация.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п. 10 ст. 9.2 Закона).

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 (необходимость получения согласия на совершение крупной сделки) и 14 ст. 9.2 Закона или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Закона (необходимость одобрения сделки в случае конфликта интересов).

Отмечаем, что порядок распоряжения РИД Законом специально не урегулирован.

Кроме того, к интеллектуальным правам неприменимы общие нормы, регулирующие право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 1227 ГК РФ установлено, что к интеллектуальным правам не применяются положения раздела II ГК РФ, регулирующего право собственности и другие вещные права, если иное не установлено правилами раздела VII ГК РФ.

Таким образом, правовой режим результатов интеллектуальной деятельности ФГБУ регулируется общими нормами ч. 4 ГК РФ.

Учитывая, что ФГБУ является научно-исследовательским институтом, отмечаем, что ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О науке и государственной научно-технической политике" содержит следующие нормы:

«3.1. Бюджетные научные учреждения … имеют право без согласия соответствующих собственников их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

Бюджетные научные учреждения … в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям».

Иных норм относительно распоряжения РИД, принадлежащими бюджетным научным учреждениям, вышеуказанный федеральный закон не содержит.

Таким образом, анализ норм законодательства, регулирующих деятельность бюджетных, в том числе научных, учреждений, позволяет сделать вывод об отсутствии в законодательстве особых правил распоряжения учреждением интеллектуальными правами.

Необходимость получения разрешения учредителя (федерального органа исполнительной власти) при совершении подведомственным ему ФГБУ сделки по использованию результатов интеллектуальной деятельности законодательно не установлена.

В настоящий момент правовой режим РИД бюджетных учреждений в сфере науки определяется общими положениями части четвертой ГК РФ. Применительно к бюджетным учреждениям действуют лишь общие ограничения по распоряжению имуществом учреждения, установленные Законом.

2) Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности могут возникнуть у бюджетного учреждения по общим основаниям, предусмотренным частью 4 ГК РФ.

Например, в соответствии со ст. 1295 ГК РФ при создании работником учреждения в рамках исполнения трудовых обязанностей служебного РИД исключительные права на такой РИД принадлежат учреждению как работодателю.

Также исключительные права на РИД могут возникнуть у учреждения в связи с созданием РИД самим учреждением при выполнении работ по договору, в том числе по государственному контракту.

На основании ч. 1 ст. 1297 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Таким образом, если РИД создан учреждением в процессе выполнения государственного контракта, предметом которого не являлось создание РИД для государственных нужд, и контракт не регулирует правовой режим такого РИД, учреждение вправе свободно распоряжаться созданным РИД.

В свою очередь статьей 1298 ГК РФ специально урегулирован правовой режим произведений науки, литературы или искусства, созданных по государственному или муниципальному контракту (случай, когда создание РИД являлось предметом контракта).

Данной статьей определено несколько вариантов наделения правами на созданное произведение сторон государственного (муниципального) контракта.

Согласно ч. 1 ст. 1298 ГК РФ исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

Ч.2 ст. 1298 ГК РФ предусматривает вариант, когда в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. В этом случае исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

Ч. 3 ст. 1298 ГК РФ устанавливает следующее правило для случая, когда исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 статьи 1298 ГК РФ не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию:

Правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.

Ч. 4 ст. 1298 ГК РФ регулирует случай, когда исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию. В этом случае государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Таким образом, по нашему мнению, учреждение вправе свободно распоряжаться РИД, созданным им в процессе его деятельности, когда РИД создан не по государственному контракту.

В случае, когда РИД создан при исполнении государственного контракта, следует учитывать содержание государственного контракта и нормы ст. 1297 и ст. 1298 ГК РФ.

Если создание РИД не являлось предметом государственного контракта, и государственный контракт не устанавливает специальных условий в отношении РИД, созданных подрядчиком в ходе его исполнения, учреждение вправе свободно распоряжаться созданным РИД.

Если создание РИД являлось предметом государственного контракта, но согласно условиям контракта исключительное право на созданный РИД принадлежит учреждению, данному учреждению необходимо учитывать, что государственный заказчик вправе потребовать предоставления указанному им лицу безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование соответствующего РИД.

При этом учреждение не ограничено в своем праве предоставить аналогичную возмездную лицензию другому лицу (лицам).

        В отношении возможности отчуждения исключительных прав на соответствующий РИД, создание которого являлось предметом госконтракта, полагаем, что после предоставления безвозмездной лицензии на использование РИД по требованию государственного заказчика (в случае, если предоставленная лицензия не ограничена по сроку) учреждение праве произвести отчуждение исключительных прав на данный РИД, поскольку в силу ч. 7 ст. 1235 ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.

До момента получения соответствующего требования от государственного заказчика не рекомендуем производить отчуждение исключительного права, поскольку в этом случае учреждение не сможет выполнить требование государственного заказчика о предоставлении безвозмездной лицензии. Либо следует запросить согласие государственного заказчика на отчуждение исключительных прав на РИД.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос