Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Распределение прямых расходов по видам выполненных работ, а также общехозяйственных расходов

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

04.02.2020

Распределение прямых расходов по видам выполненных работ, а также общехозяйственных расходов

Вопрос:

Организация занимается оказанием услуг по доверительному управлению имуществом (недвижимое имущество сдается в аренду) и обслуживанием инженерного оборудования по договору оказания услуг. Выручка по доверительному управлению состоит из фиксированной части и переменной - фактические затраты, куда входит персонал, задействованный непосредственно в обслуживании здания (заработная плата, взносы в фонды, дмс). Выручка по договору оказания услуг по обслуживанию оборудования состоит из фиксированной суммы, рассчитанной по смете (по федеральным расценкам с применением коэффициентов). Услуги по обоим договорам предоставляются частью одних и тех же сотрудников в течении рабочего времени. Вопрос: каким образом распределить заработную плату части инженеров и их руководителей, задействованных в доверительном обслуживании здания и одновременно оказывающими услуги по договору подряда в бухгалтерском и налоговом учете, и как распределить общехозяйственные расходы по двум договорам (заработную плату управленческого персонала, аренда офиса, кан. товары и т.д.)?

Ответ:

Конкретный порядок распределения прямых расходов по видам выполненных работ, а также общехозяйственных расходов законодательно не закреплен. Он разрабатывается организацией самостоятельно, с учетом специфики и условий деятельности, и становится элементом учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета.

Обоснование:

На основании п.9 ПБУ 10/99 "Расходы организации" для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Согласно п.19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов).

Калькулирование себестоимости товаров (работ, услуг) является одной из задач, которая решается непосредственно самой организацией, с учетом конкретных особенностей ее деятельности. Нормативно-правовыми актами данные вопросы прямо не регулируются, за исключением методических указаний для отдельных отраслей. Если по каким-либо объективным причинам прямые расходы невозможно отнести на конкретный заказ (выполненные работы), организация самостоятельно разрабатывает механизм распределения затрат и закрепляет его в учетной политике (п.п. 6, 7.1 ПБУ 1/2008, ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). При этом могут использоваться различные показатели, например:

·         выручка по видам деятельности,

·         сумма прямых материальных затрат,

·         расчетные показатели (например, для сотрудников, занятых в выполнении разных работ, могут быть закреплены нормы рабочего времени для выполнения каждого вида работ, т.е. может быть распределено непосредственно рабочее время, а соответственно, и зарплата),

·         и т.д.

Аналогично, организация самостоятельно разрабатывает и закрепляет в учетной политике способ распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности. Конкретные показатели распределения расходов выбираются в зависимости от условий деятельности организации. Это также может быть выручка по видам деятельности, сумма прямых материальных затрат, заработная плата прямых работников и т.п. Нормативно-правовыми актами не установлено конкретных способов распределения указанных затрат.

Что касается налогового учета, то следует учитывать положения статей 318-319 НК РФ.

Согласно п.1 ст.318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ (п.2 ст.318 НК РФ).

Статьей 319 НК РФ определен порядок оценки остатков незавершенного производства.

Под незавершенным производством (НЗП) в целях главы 25 НК РФ понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

При этом в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Таким образом, в налоговом учете, равно как и в бухгалтерском, организация самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов, которые невозможно отнести к конкретным работам. При этом перечень прямых расходов также определяется самостоятельно. Общехозяйственные расходы, признаваемые косвенными, будут списываться на расходы полностью в текущем периоде, распределять их по конкретным видам работ в этом случае не требуется.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос