24.12.2019
Вопрос:
Расходы на услуги здравпунктов (опасные производственные объекты), предоставляемые через аутсорсинг, и снижение налога на прибыль возможно ли?
Ответ:
С нашей точки зрения, организация вправе учесть расходы на содержание здравпункта в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их соответствия общим критериям признания расходов (п.1 ст.252 НК РФ). При этом оказание услуг сторонней организацией не должно стать препятствием для признания расходов.
Обоснование:
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ при налогообложении учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы, которые связаны с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
При этом в НК РФ не содержится каких-либо условий признания расходов на содержание здравпунктов, в том числе не установлено ограничений на оказание соответствующих услуг через сторонние организации. Расходы должны соответствовать общим критериям, установленным п.1 ст.252 НК РФ. В частности, расходы должны быть экономически обоснованны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 366-О-П, от 04.06.2007 N 320-О-П, Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
С нашей стороны отметим следующее.
На работодателя возложена обязанность по созданию санитарно-бытового обслуживания и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставке работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи (ст. 212 ТК РФ).
В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст. 223 ТК РФ).
Общие требования к таким помещениям установлены СП 44.13330.2011 ("Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87", утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 782). В частности, требования к помещениям для оказания медпомощи содержатся в разделе "Помещения здравоохранения". К примеру, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт.
Кроме того, из п.5.23 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88) следует, что при проектировании промышленных предприятий в составе административно-бытовых зданий должны предусматриваться помещения медико-профилактического назначения, в частности, здравпункты.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Таким образом, на промышленных предприятиях по установленным нормам оборудуются помещения для оказания медицинской помощи. Считаем, что организация вправе учесть расходы на содержание здравпункта, в том числе с привлечение аутсорсинговой компании.
Из писем Минфина следует, что организация вправе учесть расходы на содержание здравпункта, если на налогоплательщика возлагается обязанность по созданию здравпунктов в соответствии с требованиями законодательства РФ (Письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-03-06/1/51023) и/или в здравпункте проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на вредных и тяжелых работах (Письмо Минфина России от 19.04.2016 N 03-03-06/1/22345). Вместе с тем из судебной практики следует, что пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержит в качестве условия учета расходов по содержанию здравпункта его создание на производствах и в цехах с вредными и (или) опасными условиями труда (Постановление ФАС Центрального округа от 09.11.2006 по делу N А08-11753/05-25).
Стоит отметить, что действующее законодательство четко не регулируется порядок организации помещений (постов) для оказания медицинской помощи и, соответственно, работодатель самостоятельно принимает решение об их обустройстве. В частности, считаем, что соответствующие услуги могут оказывать сторонние организации и это не должно стать препятствием для признания расходов.