Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Отказ в возмещение расходов по больничному листу

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

25.10.2019

Отказ в возмещение расходов по больничному листу

Вопрос:

В рамках п. 10 статьи 4.2 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" территориальный орган ФСС РФ письменно проконсультировал организацию по вопросу о возможности сокращения работнику рабочего времени на 1 час с одновременным сохранением отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. После этого тот же территориальный орган ФСС РФ провел выездную проверку в организации, в результате которой не принял к зачету расходы организации, произведенные на выплату ежемесячного пособия работнику по уходу за ребенком. Есть ли в данном случае у организации основания для обжалования решения территориального органа ФСС РФ, учитывая, что организация действовала в соответствии с полученными от органа консультациями?

Ответ:

Наличие письменной консультации территориального органа ФСС само по себе не обязывает органы ФСС принимать пособия к зачету. Такое разъяснение носит разъяснительно-рекомендательный характер и не является нормативно-правовым актом. Подобные консультации не исключают иное толкование законодательства.

Вместе с тем организация в любом случае вправе обратиться в вышестоящий орган ФСС и/или в суд с заявлением о признании недействительным решения территориального органа ФСС о непринятии к зачету пособия по уходу за ребенком, сославшись в том числе на данную ранее консультацию. Однако считаем, что суд должен будет рассмотреть ситуацию по существу и вправе принять либо не принять письменные разъяснения органов ФСС (учитывая также смысл и содержание данной консультации). Тем не менее если суд откажет в признании недействительным решения ФСС о непринятии пособия к зачету, считаем, что организация вправе оспорить начисление штрафов и пени (при наличии) за несвоевременную уплату взносов, ссылаясь на письменные разъяснения органов ФСС.

Поскольку ситуация спорная, разрешать вопрос, вероятно, придется в судебном порядке.

Обоснование:

Согласно п.1 ст.4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В силу п.4 ст.4.7 Закона № 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.

Аналогично, на основании пп.пп. 2 и 3 п.1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик вправе проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи имеют право обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, или в суд.

Порядок обжалования акта территориального органа ФСС установлен ст.26.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Подача жалобы в вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Таким образом, в данном случае организация вправе обратиться в вышестоящий орган ФСС и/или в суд с заявлением о признании недействительным решения территориального органа ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В заявлении можно сослаться на письменную консультацию, данную территориальным органом ФСС по ситуации.

Вместе с тем следует иметь в виду, что подобные консультации носят разъяснительно-рекомендательный характер, ни по форме, ни по содержанию не являются нормативными либо ненормативными правовыми актами, поскольку не возлагают на страхователя обязанности действовать определенным образом в соответствии с полученными разъяснениями (Решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2016 по делу N А82-9445/2016). ФСС в ряде писем обращал внимание, что данное ведомство не уполномочено давать официальные разъяснения по вопросам обязательного социального страхования (Письма ФСС РФ от 23.10.2018 N 02-08-01/17-04-11446л, ФСС РФ от 16.01.2018 N 02-09-14/17-04-31319).

На основании п.10 Положения о ФСС РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101) ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Таким образом, полагаем, что в случае судебного разбирательства суд будет рассматривать ситуацию по существу, разбираясь в деталях. В зависимости от содержания консультации органа ФСС (в частности, давалась ли она конкретному страхователю, представлялись для консультации первичные документы) суд, на наш взгляд, вправе самостоятельно решить, учитывать ли конкретные разъяснения при принятии окончательного решения.

Исходя из ст.256 ТК РФ и п.2 ст.11.1 Закона № 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Вопрос о том, насколько может быть сокращен рабочий день и сохранено право на пособие по уходу за ребенком, законодательно не урегулирован. Из судебной практики следует, что важным условием сохранения права на пособие является возможность осуществлять фактический уход за ребенком. Минимальное сокращение рабочего времени (например, на 1 час в неделю) рассматривается как формальное, при котором работник не имеет возможности осуществлять уход за ребенком и, соответственно, не имеет права на пособие (Определения Верховного Суда РФ от 01.12.2017 N 309-КГ17-17691 по делу N А50П-505/2016, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 по делу N А13-2070/2016, Постановление АС Северо-Западного округа от 10.06.2019 N Ф07-6336/2019 по делу N А52-2929/2018 и др.).

Таким образом, окончательное решение в спорной ситуации принимается в судебном порядке.

Согласно п.6 ст.4.7 Закона № 255-ФЗ решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Следовательно, если суд откажет в признании решения органа ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения недействительным, организации придется доплатить соответствующие страховые взносы. Однако спорным становится вопрос об ответственности за несвоевременную уплату взносов в виде возможного штрафа и пени.

С нашей точки зрения, при наличии письменной консультации органов ФСС, касающейся по смыслу и содержанию рассматриваемой ситуации, организация вправе оспорить начисление штрафов и пени за несвоевременную уплату взносов, следуя положениям пп.3 п.1 ст.111 НК РФ. Согласно указанной норме выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии обстоятельств, указанных в п.1 ст.111 НК РФ, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (п.2 ст.111 НК РФ).

Вместе с тем отсутствие оснований для начисления штрафов и пени, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос